Выяснила это дочерняя компания Сбербанка «СберСтрахование» по результатам опроса в 37 российских городах с населением свыше 500 тыс. человек.
Авторы исследования отмечают, что если в прошлом году в своих знаниях в сфере финансов были уверены 47% опрошенных, то сейчас это число возросло до 55%. Больше всего положительных ответов среди молодежи 18 — 30 лет (60%), а меньше — среди респондентов старше 60 лет (49%). 34% участников опроса рассказали, что хотели бы повысить свой уровень финансовой грамотности, в основном — подтянуть знания о кредитовании (41%), пенсионной системе (29%) и инвестировании (27%).
Способность распознавать мошенничество оказалась самым распространенным финансовым навыком — 78% опрошенных считают, что умеют это делать. Этот показатель вырос на 20 п.п. по сравнению с прошлым годом: тогда о своем умении распознавать злоумышленников рассказывали 58% респондентов. Второй по распространенности навык — умение вести личный и семейный бюджет (62%). О навыках инвестирования и анализа экономической ситуации рассказали 13 и 14% опрошенных соответственно. 22% респондентов говорят, что ориентируются в нюансах уплаты налогов, и 19% — в тонкостях финансовых документов.
В своем умении копить и формировать подушку безопасности уверены 41% опрошенных, а разбираются в более сложных инструментах — инвестиционных, страховых, пенсионных и других накопительных продуктах — 18% россиян.
О том, что совсем не планируют бюджет, рассказали 36% респондентов, 54% следят за доходами и планируют расходы, и только 11% участников опроса имеют четкий план на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В основном свои навыки финансовой грамотности положительно оценивают жители Ульяновска (81%), Кирова и Кемерова (по 80%). Реже всего грамотными в этой сфере себя называют в Волгограде (39% опрошенных), Самаре и Челябинске (41%). В Москве этот показатель составляет 44%.
Чаще всего россияне узнают о финансах из книг и профильных СМИ (37%), а также массовых изданий (27%), однако интерес к ним немного снизился по сравнению с прошлым годом. К блогерам в YouTube и Telegram по этой теме прислушиваются 23% опрошенных — внимание к ним, наоборот, выросло (было 16%), показало исследование «СберСтрахования».