Вьетнам с экономической точки зрения – страна с динамично развивающейся экономикой, которая прошла значительные изменения и реформы за последние десятилетия. Это один из ярких примеров успешного перехода от централизованно-плановой, к рыночной экономике. И уже более 15 лет начиная с ее вступления во Всемирную торговую организацию, многие страны мира активно взаимодействуют с Социалистической Республикой и развивают с ней торговые отношения. О том, как российским предпринимателям сблизиться с Вьетнамом и какие перспективы открывает сотрудничество, мы поговорили с экспертом в области международного бизнеса, владельцем группы компаний SinoImport Тиной Анистен.
2022 год стал поворотным во взаимоотношениях Вьетнама с США и Россией. Если до этого времени наша страна выстраивала с Вьетнамом в основном геополитические связи, то, после введения жестких экономических санкций со стороны запада, взаимодействие стало меняться. «Россия начала проявлять повышенный интерес к товарам, сделанным во Вьетнаме, а США сосредоточились на выстраивании политических интересов, играя на совместных напряженных отношениях двух стран по отношению к Китаю», – говорит магистр международного бизнеса Тина Анистен.
Если говорить о текущей ситуации, то во время официального визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Ханой весной этого года, по данным издания Associated Press, он заявил, что сейчас благоприятное время для выхода партнерства двух стран на новый уровень. Россия, в свою очередь, также наращивает динамику сотрудничества с Вьетнамом.
Перспективы сотрудничества
Почему российскому бизнесу очень выгодно именно сейчас включиться в активную работу с республикой?
Высокое качество производимых товаров. США начали выстраивать свое взаимодействие с Вьетнамом на экономической основе еще в 2007 году. На территории страны обосновались производственные мощности многих американских компаний, таких как Boeing, Nike, Zara, Adidas, Ashley Furniture и еще более 500 известных брендов.
«В 2019 году компания Apple начала релокацию своих заводов во Вьетнам после введения правительством США годом ранее дополнительных пошлин на товары, произведенные в Китае. В мае текущего года Apple объявила о старте производства своего флагманского компьютера MacBook во Вьетнаме. На сегодняшний день только эта компания сотрудничает с 28 заводами по производству комплектующих в 26 провинциях этой страны», – рассказала эксперт.
То же самое происходит с производством не только американских, но и европейских брендов. А значит, стандарты качества, по которым работают производственные площадки Вьетнама, очень высоки. Грубо говоря, вьетнамцы под контролем американских и европейских компаний научились производить товары высокого качества.
Легкая транспортировка товаров. Главным фактором в пользу Вьетнама можно считать его географическое положение, а именно наличие морских портов. Это значительно упрощает международную логистику. К тому же большинство азиатских морских линий не отменили судозаход на Россию, тем самым поддерживая цены на перевозку контейнеров практически на таком же уровне как из портов Китая. «На середину августа 2023 года, стоимость перевозки 20-футового контейнера из Вьетнама в порт Владивосток составила в районе 1800-2200 долларов США. Эта ставка стала даже ниже по сравнению с фрахтом контейнеров из южных провинций Китая», – отметила Тина.
Дешевая рабочая сила. При выстраивании полной цепи поставок важно понимать, на каком уровне находится стоимость рабочей силы в стране. Вьетнам определенно привлекает иностранных заказчиков своей доступностью в части человеческих ресурсов. «Именно поэтому многие производители перевозят туда свои заводы из Китая. Российские предприниматели могут последовать общемировому тренду и не просто закупать товары на рынке Вьетнама, но и организовывать свои производства на территории страны. Кроме того, правительство поощряет заход на рынок иностранных производителей с собственными инвестициями, создавая индустриальные парки по типу изготавливаемой продукции. В ряде случаев можно получить налоговые льготы до 50%», – поделилась опытом Тина Анистен.
Производство товаров под собственным брендом. Ранее только Китай мог похвастаться производством любых товаров под бренд заказчика, сейчас эту тенденцию подхватили и вьетнамцы. И если вы заказываете партию своих товаров на заводе, который изготавливает известный бренд, то итоговая цена вашей продукции такого же качества в итоге может быть на 20% ниже. Это происходит потому, что у крупных брендов в нее заложена стоимость маркетинга и продвижения на рынок. Например, если взять два одинаковых товара, на один нанести бренд Nike, на другой «Хорошие кроссы», очевидно, что первый буду стоить дороже, даже в глазах покупателя, потому что Nike – это бренд, а «Хорошие кроссы» только заходят на рынок. «Именно поэтому, за счет собственного бренда или вообще безбренового производства во Вьетнаме, потребитель в итоге может купить тот же по качеству товар на 20% дешевле, а то и более», – объясняет эксперт.
Льготные ввозные пошлины или их отсутствие. Между Вьетнамом и странами ЕАЭС 29 мая 2015 года было подписано соглашение о зоне свободной торговли. На ряд товаров пошлин нет совсем, или же они гораздо ниже, чем на товары из других стран. «Это делает Вьетнам перспективным торговым партнером для предпринимателей из стран ЕАЭС, в том числе и из России», – считает Анистен.
Какие товары можно заказывать из Вьетнама?
В первую очередь это электроника и электронные компоненты, что имеет колоссальное значение для России в настоящий момент. Кроме того, востребованы: одежда и текстиль, обувь, упаковка, резиновые и пластиковые изделия, рыба и морепродукты, а также фрукты, овощи и орехи высокого качества. Также регион славится широким и качественным производством мебели.
Где найти хорошего поставщика из Вьетнама?
Торгово-промышленная палата Вьетнама может оказать значительную помощь при поиске поставщиков на своей территории. Но партнеров по бизнесу можно искать и самостоятельно, например, на онлайн-площадках, среди которых, конечно же, Alibaba, Global Sources, Viet Factory и т.д. Кроме того, можно посетить Vietnam Expo, Propak Vietnam, MetalEx Vietnam, VIIF, Nepcon Vietnam и другие масштабные мероприятия, на которых найдутся все интересующие вас направления. «Для того чтобы приехать во Вьетнам, нашим предпринимателям не нужна даже виза. Россияне могут пребывать на территории страны 15 дней без оформления визы. Этого времени вполне достаточно для деловой поездки», – заключает Тина Анистен.