За последние десять лет расширение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистрали ускорилось вдвое, и, по прогнозам, к следующему году по Восточному Полигону будет перевозиться свыше 180 млн тонн грузов, а через семь лет этот показатель может превысить 250 млн тонн грузов. Причиной таких темпов развития железнодорожной инфраструктуры в регионе стала переориентация российского импорта и экспорта на восток - в страны Азии. Например, грузооборот России и Китая за первое полугодие 2023 года увеличился почти на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В сентябре 2023 стартует третий этап наращивания грузопотока на БАМе и Транссибе. О необходимости модернизации магистралей и ее предварительных итогах рассказал генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.
К 2023 году в направлении расширения пропускной способности БАМа и Транссиба проведено большое количество работ по модернизации и строительству железнодорожной инфраструктуры. По итогам первого этапа, который начался в 2014 году и завершился в 2022 году, более 2000 специалистов, задействованных в развитии Дальневосточной железной дороги, смогли повысить грузопоток до 144 млн тонн грузов за счет строительства 670 км дополнительных путей. В рамках второго этапа было проложено более 1300 км вторых путей, оснащены вторыми путями несколько десятков участков железной дороги и модернизированы подъездные пути у станций. Это позволило сократить сроки доставки транзитных контейнерных грузов на направлении "Запад - Восток" до 7 суток.
За период до 2025 года планируется ввести в эксплуатацию около 280 новых объектов, например, в следующем году будут реализованы такие проекты, как строительство двухпутного километрового Керакского тоннеля на Забайкальской железной дороге, путепроводной развязки в Волочаевке, а также тоннель на обходном участке Шкотово—Смольяниново. К 2032 году планируется расширение пропускной способности БАМА и Транссиба до 255 млн тонн, в том числе, и за счет работ, проведенных в рамках третьего этапа модернизации Восточного Полигона.
Реализация третьего этапа займет около четырех - шести лет, однако этот период станет одним из самых масштабных и значимых в истории работ над проектом. Стоимость его инвестирования оценивается более чем в 400 млрд рублей, из них около 200 млрд рублей компания-основной железнодорожный перевозчик России просит выделить из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В рамках третьего этапа пристальное внимание будет уделено увеличению пропускной способности подходов к портам, развитию отдельных припортовых станций и железнодорожных узлов, что позволит одновременно повысить эффективность всей логистической цепочки - от железнодорожных путей Дальневосточных регионов до приморских портов. Это даст возможность в кратчайшие сроки увеличить объемы грузооборота в восточном направлении на 50 млн тонн в год, что достаточно высокий показатель с учетом существующего на данный момент профицита портовых и железнодорожных мощностей.