Все реже — показывают данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В «красной зоне» остается алкоголь.
По результатам опроса ВЦИОМ, более трети наших сограждан полагают, что сталкивались с контрафактом (36%, –7 п.п. с января 2020 г.), в том числе 18% покупали такую продукцию, столько же — видели ее в продаже, но не покупали (18%).
Типичный россиянин, покупавший контрафактную продукцию, — мужчина (26% против 11% женщин), 35 — 44 лет (25%), с плохим материальным положением (24%).
Сообщили, что не видели и не покупали поддельную или незаконно ввезенную в Россию продукцию шесть из десяти опрошенных (59%), в январе 2020 г. — каждый второй (50%). Показатель выше среди женщин (69% против 46% среди мужчин), представителей старшего поколения 60+ лет (68%), граждан со средним образованием и ниже (67—72%) и жителей сел (67%). Эксперты ВЦИОМ предполагают, что отсутствие опыта взаимодействия с контрафактом в этих группах обусловлен не только потребительским поведением (выбор проверенных продавцов, проверка маркировки товара и др.), но и неспособностью отличить нелегальную продукцию от оригинала.
«Как будет показано далее, этот вывод может считаться справедливым как минимум в отношении алкогольной продукции. Чаще других не сталкиваются с подделками и россияне с хорошим и средним материальным положением (62% и 61% соответственно). Вероятно, имеющиеся ресурсы позволяют приобретать товары только у официальных представителей брендов, что обеспечивает им большую защиту от контрафакта», — полагают авторы опроса.
Они напоминают, что несколько лет назад в целях борьбы с контрафактом в России стартовал проект по обязательной маркировке ряда товаров. Она позволяет отследить историю перемещения продукции от производителя до конечного покупателя, обеспечивая тем самым прозрачность на рынке и защиту прав потребителей. Ожидается, что к 2024 г. маркировка охватит большую часть товаров широкого потребления.
За последние три года мало что изменилось в представлениях россиян об обязательной маркировке. По мнению наших сограждан, она в первую очередь должна распространяться на фармацевтические товары и БАДы (45%, июнь 2020 г. — 46%). Далее следуют продукты питания, их назвали более трети опрошенных (37%, июнь 2020 г. — 40%), фигурировали в ответах и отдельные категории продовольствия — «молочка» и сыры (15%), мясо, рыба, колбаса (5%). Аналитики ВЦИОМ констатируют, что если суммировать эти группы ответов, то маркировка продуктов питания окажется более востребованной, чем маркировка лекарственных товаров. Алкоголь упомянули еще 13%, или каждый восьмой. В числе других содержательных ответов — детские товары (включая игрушки, одежду и питание) — 9%, табачные изделия и жидкости для электронных сигарет (8%), техника и электроника (6%), одежда и обувь (5%). Затруднились ответить на вопрос еще 15%.
Таким образом, заключают авторы опроса, под обязательную маркировку, по мнению россиян, в первую очередь должна попадать продукция, потребляемая внутрь (продукты питания, лекарства и алкоголь), и отравление которой может причинить существенный вред здоровью. Из полученных данных социологи также делают вывод, что текущая государственная политика в области борьбы с нелегальной продукцией в целом соответствует запросам россиян: на большую часть названной в ходе опроса продукции уже введена или постепенно вводится обязательная маркировка.
Каждый пятый опрошенный ВЦИОМ полагает, что сможет определить, является ли приобретаемая им алкогольная продукция нелегальной (21%), за последние два года уверенности у россиян в этом вопросе поубавилось (2021 г. — 27%) преимущественно за счет двукратного роста доли затруднившихся с ответом (19% против 10%). Более половины наших сограждан сегодня считают, что отличить оригинальную алкогольную продукцию от суррогата им не под силу (60%).
Способность выявить нелегальный алкоголь и опыт «взаимодействия» с контрафактом связаны: в группе тех, кто покупал или видел контрафактные товары, доля уверенных в своих силах составляет 31%, а среди россиян без такого опыта — только 16%.
По мнению 46% россиян, при желании можно легко найти место, где продается нелегальный алкоголь, еще два года назад так думали более половины наших сограждан (54%). Обратного мнения («скорее и очень сложно») придерживается каждый четвертый (25%), еще 29% не смогли дать содержательный ответ, констатируют специалисты ВЦИОМ.