На это указывают данные аналитического сервиса Продажи.рф («Первый ОФД», входит в группу ВТБ).
Аналитики сервиса констатируют, что за девять месяцев общий показатель покупательского спроса вырос к значениям аналогичного периода 2022 г. на 9%, при этом объем потраченных средств увеличился на 11%. В III квартале текущего года прирост числа покупок составил 8% по сравнению с II кварталом, объем потраченных средств увеличился на 6%.
По статистике торговых точек, обслуживаемых «Первым ОФД», за январь — сентябрь покупатели потратили около 4 трлн руб. на 31 млрд товаров. Из них более 11 млрд покупок пришлось на III квартал, что на 5% больше, чем в III квартале прошлого года. Объем потраченных за это время средств превысил 1,4 трлн руб. (+12% к аналогичному периоду прошлого года).
Наибольший рост по числу покупок наблюдается в сегменте электроники: за январь — сентябрь было сделано 64 млн покупок на сумму свыше 36 млрд руб. Это на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года по количеству товара и на 12% — по сумме. В III квартале текущего года прирост числа купленных товаров составил 10% к II кварталу, показав аналогичный рост и по объему затрат.
Покупки топлива и автотоваров выросли за девять месяцев на 19% к аналогичному периоду прошлого года, объем расходов увеличился на 21%, всего в этой категории потрачено около 830 млрд руб. В III квартале также произошел рост к II кварталу на 13% по числу покупок и на 18% — по объему трат.
Ощутимый рост показал рынок цветочных товаров. С января по сентябрь покупатели приобрели более 13 млн цветов и готовых букетов (+16% к аналогичному периоду 2022 г.), потратив более 8,2 млрд руб., что на треть больше, чем в прошлом году. В сентябре 2023 г. спрос на цветы вырос на 21% по сравнению с сентябрем годом ранее, объем денежных расходов на цветы увеличился почти в полтора раза.
Товары для спорта и активного отдыха в этом году также покупали чаще. За три квартала было приобретено около 50 млн единиц на 41,5 млрд руб. — на 9% больше, чем за аналогичный период 2022 г. (+12% по объему затрат). Аномально теплый сентябрь способствовал продлению спроса на эту категорию: в первый осенний месяц спрос был выше на 18% (более 5 млн покупок), объем трат превысил 4 млрд руб. (+20%).
Авторы анализа также отмечают, что в популярных категориях существенных изменений не произошло, спрос остается стабильным. На одежду и обувь он вырос за девять месяцев на 5% к прошлому году, а объем потраченных средств увеличился на 13%, между I и II кварталами текущего года изменений практически нет. Продукты питания по числу покупок остались на том же уровне, что и год назад, объем трат стал больше на 7%.
«Согласно исследованию Росстата, опубликованному в сентябре, индекс потребительской уверенности россиян в III квартале рос по сравнению со вторым. В августе индекс вырос на 9,3 п.п. к августу прошлого года. Таким образом, покупатели адаптировались к рыночным изменениям и не опасаются делать большее число покупок. Кроме того, рынок потребительских товаров постепенно возвращается к своей докризисной структуре за счет восстановления логистических цепочек и появления новых поставщиков. В условиях дальнейшей стабилизации экономической ситуации и успешной реализации адаптационных мероприятий мы ожидаем, что потребительская активность продолжит расти», — комментирует Максим Ларькин, директор по развитию бизнеса Продажи.рф.
Очевидно, приведенные данные играют на укрепление мнения экспертов, что Банк России до конца года еще раз поднимет ключевую ставку, раз прошлый раунд ее повышения не остановил роста потребительского спроса, раскручивающего инфляцию.