Соответствующий опрос провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Исследование ВЦИОМ показало, что россияне довольно часто покупают средства по уходу за домом — 76% делают это один или несколько раз в месяц, еще 7% — еженедельно. Раз в полгода и реже приобретают товары данной категории 13% россиян. Несмотря на то, что обязанности по уходу за домом часто приписывают женщинам, мужчины покупают бытовую химию ничуть не реже (в общей сложности с разной периодичностью покупают такие товары 94% мужчин и 99% женщин, а доля тех, кто покупает бытовую химию еженедельно, одинакова среди обоих полов — по 7%).
Хотя практики онлайн-покупок растут с каждым годом, бытовая химия остается в числе товаров, которые предпочитают приобретать в традиционных магазинах — так делают восемь из десяти покупателей (82%). Авторы опроса предполагают, что на это влияют такие факторы, как немедленная доступность, скидки по картам и акции, возможность консультации у продавца. Почти каждый пятый совершает такие покупки через интернет — 18%.
Онлайн-покупки бытовой химии чаще совершают женщины (22% против 13%), 25 — 34-летние (25%), жители Москвы, Санкт-Петербурга (28%) и городов-миллионников (23%).
Мужчины (86%) и покупатели старше 60 лет (89%) чаще отдают предпочтение обычным магазинам.
При выборе бытовой химии потребители учитывают несколько факторов. Но, как показало исследование, цена имеет наибольшее значение — 61%. Больше половины полагаются также на личный опыт приобретения товара — 58%, а более 40% ориентируются на свойства продукта, результат применения (43%) и наличие скидок, акций или бонусов (42%). А вот бренд бытовой химии учитывается реже (21%), как и состав продукта, экологичность (17%) и экономичность его использования (11%). Примерно каждый десятый выбирает бытовую химию, полагаясь на советы и рекомендации родных, друзей (13%) или других покупателей в интернете (6%).
Мужчины и женщины по-разному выбирают бытовую химию. Женщины чаще обращают внимание на свойства продукта (45% против 40%), наличие скидок и акций (45% против 39%), состав продукта (20% протв 13%). Мужчинам важнее цена (63% против 58%) и бренд (23% против 18%).
Молодые покупатели бытовой химии гораздо чаще других смотрят на цену товара (71% в группе до 25 лет против 55—56% в группе старше 45 лет) и производителя, марку (29—28% в группе до 35 лет против 16% в группе старше 60 лет).
Хотя советы друзей и знакомых не всегда основной фактор выбора бытовой химии, россияне чаще получают информацию о такого рода продукции именно благодаря дружеским рекомендациям (39%). Эксперты ВЦИОМ отмечают, что такая ситуация не является противоречием — влияние рекомендаций на итоговый выбор бытовой химии может быть ограниченным по ряду причин. Например, влияние других источников, собственные предпочтения, принятие решения о покупке в последний момент, исходя из имеющегося ассортимента товара, и многое другое.
Каждый третий россиянин сведения о бытовой химии черпает в магазине, непосредственно перед покупкой (35%). Довольно востребованы оказались интернет-источники — сайты, мобильные приложения магазинов, сервисов продажи (33%), отзывы и рейтинги покупателей (21%), а также социальные сети и мессенджеры (12%). Традиционные медиа уступают Глобальной сети (телевидение указали 22%, а газеты — 1%), как и реклама бытовой химии на улицах и в транспорте (4%).
Женщины чаще мужчин обсуждают бытовую химию с близкими (44% против 33%) и чаще получают сведения о ней из интернет-источников — сайтов, приложений магазинов (36% против 28%) и социальных сетей, мессенджеров (16% против 7%). Мужчины в два раза чаще не замечают рекламы бытовой химии (15% против 8%).
Интернет-источники магазинов особенно востребованы у молодежи до 35 лет: сайты, приложения и сервисы (40%); социальные сети и мессенджеры (20—19%), выявил опрос ВЦИОМ.