Ежегодный традиционный опрос россиян, какие компании им наиболее привлекательны для трудоустройства, провел Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Исследование ВЦИОМ показало, что третий год подряд народный рейтинг компаний мечты возглавляет «Газпром» — из предложенного списка российских работодателей его выбрали 32% россиян трудоспособного возраста (2022 г. — 40%, 2021 г. — 32%). Второе место поделили сразу четыре компании, набравшие по 13%, — РЖД, «Роснефть», Сбербанк и «Росатом». Как и в прошлые замеры, глобальная энергетическая компания лидирует с заметным преимуществом: между первой и второй строчкой рейтинга более чем двукратный разрыв в ответах (32% против 13%). Охотно бы принял предложение «Яндекса» каждый десятый опрошенный (10%), с 2021 г. крупнейшая IT-компания страны несколько утратила свои позиции в рейтинге — еще два года назад она входила в тройку лучших (наряду с «Газпромом» и РЖД), а быть ее сотрудником хотелось каждому шестому (17%).
«Лукойл» назвали еще 9% россиян трудоспособного возраста, по 8% отдали предпочтение таким компаниям, как «Роскосмос», «Норильский никель» и «Тинькофф Банк». Лидеры рынка розничной онлайн-торговли — Wildberries и Ozon привлекают еще 7 и 4% соответственно. Замыкают рейтинг лучших компаний-работодателей, по версии россиян, VK (4%), «Русал» (4%), ВТБ (4%), «Еврохим» (3%), Альфа-Групп (3%) и «Магнит» (2%). Ни в одной из предложенных компаний не хотели бы работать 8% граждан трудоспособного возраста (–5 п.п. с 2022 г.).
«Мужские» компании мечты — «Росатом» (16% против 10% среди женщин) и «Роснефть» (16% против 10% соответственно), «женские» — Сбербанк (17% против 10% среди мужчин) и Wildberries (11% против 4% соответственно).
Тройка компаний мечты для молодежи 18 — 24 лет выглядит так: «Тинькофф Банк» (25%), «Газпром» (24%) и Сбербанк (23%). У молодых россиян 25 — 34 лет в топ-3 входит «Газпром» (30%), Сбербанк и «Яндекс» (по 18%).
Чем выше образование у респондента, тем чаще он называет «Росатом» компанией мечты: среди россиян со средним специальным образованием и ниже ему отдают предпочтение в 6—7% случаев, среди высокообразованных — в 19%.
Авторы опроса отмечают, что за последний год критерии выбора работодателя россиянами трудоспособного возраста не изменились. Как и в 2022 г., предложенные характеристики (за исключением возможности работать удаленно) были в среднем оценены на четыре балла и выше из возможных пяти. Как минимум это свидетельствует экспертам ВЦИОМ о том, что при трудоустройстве россияне обращают внимание на совокупность факторов, а не на отдельные характеристики работодателя. Более того, в новой компании они скорее ищут то, чего не хватает на текущем месте работы. Топ-3 критериев при выборе места работы — хорошая зарплата (4,67 балла), полное и своевременное выполнение компанией своих обязательств перед работниками (4,64 балла) и соблюдение норм безопасности труда (4,58 балла).
Примерно в одинаковой степени для россиян важен благоприятный психологический климат в коллективе (4,43 балла), стабильность, уверенность в том, что изменений к худшему не случится (4,42 балла) и возможность применить профессиональные знания и навыки (4,41 балла). Важность комфортных условий на рабочем месте опрошенные в среднем оценили на 4,36 балла из пяти, удобного графика работы — на 4,32 балла, социального пакета — на 4,31 балла.
Замыкает список наиболее важных критериев при выборе работодателя эффективность управления, сильный менеджмент (4,18 балла), возможность обучения за счет работодателя (4,07 балла) и возможность работать в удаленном формате (3,22 балла).
Также аналитики ВЦИОМ выяснили, что на текущем месте работы россиян трудоспособного возраста в первую очередь устраивает удобный график работы (4,29 балла), возможность применить профессиональные знания и навыки (4,26 балла), благоприятный психологический климат в коллективе (4,22 балла) и соблюдение норм безопасности труда (4,21 балла). То есть желаемое и реальное в вопросе трудоустройства у наших граждан все-таки расходятся, заключают авторы опроса.
Заметно выше среднего россияне также удовлетворены комфортными условиями на рабочем месте (4,10 балла), тогда как выполнение компанией своих обязательств перед работниками стало, полагают эксперты ВЦИОМ, чаще вызывать вопросы: за последний год средний уровень удовлетворенности этим аспектом снизился на 0,26 балла (2023 г. — 4,06 балла).
Социальный пакет и наиболее важный критерий при выборе работодателя — хорошая заработная плата, в среднем набрали 3,83 и 3,72 балла соответственно. Далее следует стабильность (3,70 балла), сильный менеджмент (3,69 балла), возможность обучения за счет работодателя (3,67 балла). В меньшей степени россияне удовлетворены возможностью работать удаленно (3,18 балла). Впрочем, замечают аналитики ВЦИОМ, как показал им опрос, это далеко не самая важная характеристика работодателя.