Это показало совместное исследование, проведенное лабораторией СберИндекс, сервисом для планирования путешествий OneTwoTrip и туроператором Anex.
Согласно оценке СберИндекса, число туристов, пользующихся картами «Сбера», за высокий летний сезон 2023 г. (с мая по сентябрь) выросло на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В каждом месяце 2023 г. число туристов было значительно выше прошлого года, а в сентябре прирост составил значительные 18%. Это авторы исследования объясняют увеличением количества туристов (+10%) и трат на одного человека (+21%). Реальный прирост расходов на путешествия с учетом инфляции составил 15%.
Рост численности туристов привел к увеличению расходов на внутренний туризм на 31%, до 840 млрд руб. Наиболее существенно выросли расходы на проживание и проезд — на 37%, а вот сопутствующие траты увеличились на 19%.
Чаще всего путешественники расплачивались картами Сбербанка в продуктовых магазинах и кафе или ресторанах. Темп роста расходов в этих категориях выше других, он составил 37%. В то же время расходы по таким статьям, как «Универмаги» и «Развлечения и спорт», выросли только на 4%.
Лидеры популярных направлений внутри страны за год не изменились: ими традиционно являются Москва, Санкт-Петербург и Сочи. При этом россияне продолжают открывать для себя новые туристические места. В список регионов с самым большим увеличением притока туристских денег стали Ростовская (+45,5%), Мурманская (+45%) области и Республика Дагестан (+44%).
Средняя продолжительность поездок у клиентов сервиса OneTwoTrip, по данным бронирований авиабилетов, увеличилась до 5,6 дня; в прошлом году этот показатель составлял 4,9 дня. Информация о бронировании отелей также отображает рост — с 2,2 дня до 2,3 дня.
Наиболее продолжительные поездки россияне совершают в курортные зоны юга страны (Сочи, Минеральные Воды, Дагестан), а менее продолжительные ― в Москву, Санкт-Петербург и региональные центры с богатой экскурсионной программой (Калининград, Казань и другие).
Однако авторы исследования отмечают, что российские туристы не склонны готовиться к путешествиям внутри страны заранее. Чуть более 10% россиян бронируют билеты и отели ранее чем за 30 дней до поездки.
Также высокий теплый сезон многие россияне проводили за границей: согласно данным OneTwoTrip, авиабронирований с вылетом с мая по сентябрь за рубеж в этом году было на 40% больше, чем в прошлом (15,2% против 10,9%). Организованные туристы, по данным Anex, наоборот, в два раза чаще стали выбирать для отдыха направления внутри страны: если в 2022 г. отечественные курорты и города интересовали путешественников в 1,5% случаев, то в 2023-м ― уже в 3%.
Наиболее востребованным направлением как у самостоятельных туристов, так и у организованных стала Турция. Популярны также Казахстан, Армения, Египет и ОАЭ. Заметнее всего отмечается рост спроса на отдых в Таиланде и Китае, произошедший на фоне практически нулевой базы 2022 г.
Средняя продолжительность отдыха за границей летним сезоном текущего года несколько сократилась: по данным авиабронирований — с 13,6 до 12,2 дня, а по данным отельных заказов — с 4,3 до 3,6 дня.
Стоимость перелета за границу в прошедший высокий сезон была ниже, чем год назад: цена авиабилета в одну сторону на человека составила в среднем 18 600 руб., что на 17% дешевле, чем в мае — сентябре 2022 г. А вот стоимость ночи в отелях, наоборот, увеличилась ― с 8400 руб. в 2022 г. до 12 100 руб. Это авторы исследования связывают с тем, что предпочтения клиентов OneTwoTrip в выборе категорий размещения немного изменились: они стали чаще останавливаться в пятизвездочных гостиницах, поэтому спрос на более бюджетные отели категорий «три звезды» и «четыре звезды» упал.
Средняя стоимость тура по всем направлениям, по данным Anex, снизилась по сравнению с прошлым годом: появилось больше бюджетных предложений, например, при наличии прямого блока мест или чартерного перелета.