Под субсидиарной ответственностью понимают ответственность, которая предполагает взыскание долга не только с должника, но и с лица, которое контролирует его. О том, как нужно действовать, если должник скрывает активы, подлежащие взысканию, рассказывает Рустам Форуги, эксперт по экономической безопасности бизнеса и медиации, CEO «Закон и Консалтинг».
В зависимости от ситуации и профессии, под понятием «взыскание» часто понимают две разных ситуации. Для юристов «взыскание» – это вступившее в законную силу решение суда. Кредиторы, в большинстве это предприниматели и люди бизнеса (исключение ФНС, иные государственные органы и прочие организации, не ведущие коммерческой деятельности), под взысканием понимают свершившийся факт, когда средства или имущество должника после его реализации попадают на расчетный счет кредитора, не всегда под взыскание понимаются деньги, это может быть имущество (движимое/недвижимое), доли или акции в обществах, ценные бумаги и прочее.
Все юристы, кто профессионально занимаются арбитражной практикой, банкротствами, спорами между контрагентами, прекрасно знают, сколько кругов ада (судебных процессов) нужно пройти, представляя интересы кредиторов, чтобы добиться в суде нужного решения о взыскании убытков. Но вот мы выиграли суд (первую и вторую инстанцию), получили исполлист и встает вопрос как следует вести себя дальше, чтобы действительно взыскать, получить в распоряжение кредитора, всё то, что причитается кредитору по решению суда?
В это время наши коллеги-оппоненты будут готовить своего клиента-должника к возможным последствиям, давая законные или смелые советы по сокрытию активов, подлежащих взысканию.
Здесь, если вы или ваш юрист вовремя обратились к эксперту по защите бизнеса, у вас уже будет реализован шаг, который может избавить от всех дальнейших проблем. Откатимся немного назад в судебные процессы – не помешает добиться обеспечительных мер в виде ареста р/с и имущества должника (сведения о них можно получить законно из разных источников). Но по моему опыту, не более 5% бизнесменов продумывают конфликты должник-кредитор на несколько шагов вперед и действуют на опережение.
Итак, исполлист получен, в удовлетворении обеспечительных мер не подумали или суд ранее отказал. Что делать кредитору?
Например, есть вариант направить исполнительный лист в банк? Но у должника может быть несколько расчетных счетов, не факт, что именно в этом банке у него идёт всё движение денежных средств.
Рассмотрим примеры возможного взыскания активов КДЛ, привлеченного к субсидиарной ответственности (КДЛ: контролирующее должника лицо – это именно то лицо, которое может быть привлечено к субсидиарной ответственности).
В идеальной картине мира вам потребуется собственная активная позиция и специалисты из трех областей: по экономической безопасности (знания + ресурсы), бизнес-медиации (навыки + опыт), юрист (время + полномочия)
1. Обращаемся в ФССП. Да, принудительное взыскание может быть действенным, если сам взыскатель будет активно участвовать, контролировать и помогать судебному-приставу исполнителю. Здесь необходимо «подогревать» информацией пристава, просить, а иногда и требовать четкое исполнение ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», не давать приставу бездействовать.
В зависимости от ситуации в рамках исполпроизводства можно арестовать «дебиторку» должника. В ряде случаев даже привлечь его к уголовной ответственности по ст. ст. 177, 315 УК РФ, что будет реальной мотивацией к погашению задолженности. Тут может пригодиться бизнес-медиатор, который умеет корректно и эффективно мотивировать к погашению задолженности
Главное здесь – активная работа на уровне «детектива». Необходимо постоянно обладать актуальной информацией о действиях должника, не просто ждать пока пристав что-то сделает. Хорошо, если у кредитора есть возможность задействовать экспертов в области экономической безопасности со своими информационными и административными ресурсами.
2. Инициирование процедуры банкротства в отношении должника, в рамках которой, можно оспорить сделки по сокрытию имущества. Здесь нужна четкая работа конкурсного управляющего в связке с юристом кредитора. Но многие попадают в ловушку, которую я называю «петелька» - задача кажется настолько банальной, понятной и простой, как пришить оторванную петельку, что она постоянно ускользает из зоны пристального внимания. В результате или пришита кое-как или годами болтается, а ведь могла пережить само пальто. Если подготовиться к банкротству должника целенаправленно, то этот путь может оказаться очень эффективным.
3. Деликтная ответственность лиц, которые участвовали в выводе активов должника
Деликтная ответственность – форма гражданско-правовой ответственности, возникает в результате причинения имущественного или морального вреда третьим лицам по вине виновника. Лица, помогающие должнику сокрыть имущество в 99% знают, что делают. Фактически они «соучастники» так как не чужие должнику.
Поэтому они должны нести ответственность в соответствии с главой 59 ГК РФ “Обязательства вследствие причинения вреда”. Ведь в соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юрлица (имуществу/интересам кредитора), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим такой вред.
Если посмотреть в п.23 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2020) то там, примерно, указано, что такие лица своими действиями создают невозможность получения кредиторами полного удовлетворения за счет имущества должника, то есть они «вредители». А с вредителями надо бороться. Никто не отменял право на судебную защиту своих интересов (в данном случае интересов кредитора). Нюанс: такое обращение в суд не будет являться злоупотреблением права, если сторона ответчика будет заявлять, что кредитор сначала должен максимально с должника взыскать.
4. Медиация
Да, именно переговоры с привлечением грамотного специалиста могут решит вопрос со взысканием и побудить должника к добровольному погашению взыскиваемой задолженности. Замечу, медиация бывает досудебная и судебная, когда процесс взыскания уже запущен (например, как я описал в п.1), но привлечь специалиста по бизнес-медиации уже на этапе «оптимистичной» стадии конфликта бывает результативнее и, как следствие, экономически в несколько раз выгодней, чем начинать тяжбы
Для кредитора ряд очевидных плюсов от бизнес-медиации с должником:
- сокращение процессуальных сроков для достижения необходимого результата;
- экономия на юридических услугах, банкротстве, сопутствующих расходах, госпошлины и прочее;
- время – деньги, несмотря на ряд уступок должнику. Лучше здесь и сейчас хоть и не всю сумму долга, чем растянуть взыскание на годы без гарантии должного результата с учетом инфляции. «Копейка рубль бережет!»
В рамках медиативных переговоров можно спокойно донести до должника, что кредитор пойдет на уступки с возможным снижением суммы требования, но при условии оплаты долга в такие-то сроки, либо уступки права требования по взысканию «дебиторки» должника к 3-м лицам, либо еще каким способом -не буду раскрывать все секреты профессии. Главное, найти золотое сечение, которое удовлетворит обе стороны. Кредитор хочет свое законное, а должник – свободы. «Плохой мир лучше хорошей войны!».