Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с Ежегодной бизнес-премией «Компания/Персона года» — 2023 представляет результаты опроса россиян о пользовании банковскими услугами о и том, какие российские банки они считают лучшими.
Ноябрьский опрос ВЦИОМ показал, что наши соотечественники активно обращаются к различным банковским услугам: ими пользуются девять из десяти россиян (88%). В числе наиболее популярных — дебетовая пластиковая карта для получения пенсии, зарплаты, стипендии (65%), оплата коммунальных услуг (40%), денежные переводы (37%). По 27% отметили кредитные карты и накопительные бонусные программы — кэшбек (возврат части суммы покупки) или начисление баллов.
Опрос также показал, что урбанизированность влияет на интерес к банковским услугам: среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга банковскими инструментами пользуются 96%, среди сельских жителей — 81%.
Банковский кэшбек оказался особенно популярен среди молодежи до 25 лет — 46%, тогда как старшее поколение пользуется таким инструментом почти в шесть раз реже (8% в группе старше 60 лет). Эта услуга также популярнее среди столичных жителей (39% против 15% среди сельчан).
Коммунальные услуги через банк чаще оплачивают женщины, чем мужчины (44% против 34%).
Потребительским кредитом для личных нужд пользуются 17% россиян, каждый десятый имеет ипотечный кредит в банке (11%), 3% — автокредит. Потребительский кредит и ипотеку чаще берут граждане 25 — 44 лет (кредит имеют 26 и 24% соответственно, ипотеку — 23 и 22%). Эксперты ВЦИОМ отмечают, что в этом возрасте люди часто создают семьи, отделяются от родителей, возникает потребность улучшить жилищные условия или приобрести жилье в собственность, что способствует увеличению спроса на потребительские и ипотечные кредиты.
Инструменты увеличения дохода при участии банков менее распространены: 13% делают срочные вклады под проценты, 7% инвестируют в акции, облигации и другое, еще 3% обладают валютными вкладами.
Первое место в перечне факторов выбора банка занимает надежность — эту характеристику назвал каждый второй россиянин (50%). На втором месте сразу два критерия — размер процента по вкладам и удобное мобильное приложение банка (по 28%). Мобильные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что при выборе банка этот фактор оказывается почти так же важен, как наличие отделений недалеко от дома (27%), и обходит такие характеристики банка, как программы лояльности (22%), выгодные кредитные программы (15%), стоимость обслуживания карт, счетов (10%). Рекомендации близких оказались значимыми для 12% россиян.
Наличие удобного мобильного приложения банка особенно важно для активных интернет-пользователей (38% против 4% среди тех, кто предпочитает телевидение). Этот критерий также чаще учитывают россияне с хорошим материальным положением (33% против 18% в группе с плохим) и жители городов (33—35%).
Надежность банка — первоочередное условие выбора для россиян из всех возрастных групп. Граждане до 45 лет, более активные и вовлеченные в современные технологии, чаще говорят о наличии удобного мобильного приложения (по 43% в группе 18 — 24 и 25 — 34 года и 36% в группе 35 — 44 года), а также программ лояльности (42% в группе 18 — 24 года, 37% в группе 25 — 34 года и 29% в группе 35 — 44 года). В группе россиян старше 45 лет второе и третье места отводятся процентам по вкладам (29 — 34%) и наличию отделений банка в шаговой доступности (26 — 33%). Авторы опроса считают, что такой подход к выбору банка можно назвать традиционным.
Шесть из десяти россиян назвали лучшим российским банком Сбербанк (58%). На втором месте — Тинькофф Банк, его указал каждый четвертый (23%). Замыкает тройку ВТБ с показателем 17%. В топ-5 вошли также Альфа-банк (9%) и Россельхозбанк (5%). Молодые россияне до 25 лет считают лучшим Тинькофф Банк (68%), Сбербанк в этой группе второй (59%). Чем старше россияне, тем реже они называют Тинькофф (8% в группе старше 60 лет).