Уровень концентрации парниковых газов в атмосфере достиг нового рекорда в прошлом году, говорится в докладе Всемирной метеорологической организации. О том, как к этой проблеме относятся предприниматели в России и по всему миру рассуждает Николай Переславский, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute.
Я считаю, что геополитические вызовы в связи с локальными военными конфликтами по всему миру отодвинули проблему глобального потепления на вторые и третьи роли, а саммит СОР28. который состоится в Эмиратах в конце ноября, должен ответить на главный вопрос – кому сегодня это вообще надо, думать о парниковых газах и как это повлияет в целом на мировую экономику в частности и на жизнь людей в целом? Недофинансируются технологии биоэнергетики, производство экологически чистого авиационного топлива, утилизация аккумуляторов и другие программы.
В целом, на мой взгляд, статистика вопиюще-негативная – менее 20% ведущих мировых корпораций принимают в этом вопросе действенное участие, сокращая выброс углекислоты в атмосферу. Около 40% предприятий из более чем 1000 крупнейших вообще не присоединились к программе и делают вид, что это их вообще не касается.
Россию проблема касается весьма остро. К сожалению, с поставленными целями об удержании потепления в рамках 1,5% справиться пока не удается: и у нас, и в Европе потепление на 2%. Напомню, 65% промышленного потенциала приходится на районы вечной мерзлоты и ущерб от потепления может составить от 400 до 500 миллиардов в ближайшие 10 лет. Принята доктрина углеродной нейтральности, которую планируется достичь к 2060 году и сократить почти в два раза выброс парниковых газов к 2030 году по сравнению с 1990 годом прошлого столетия. Россия учувствует и в международной программе ООН, субсидируя Зеленый климатический фонд, деньги из которого предназначены для развивающихся стран.
Саммит в ОАЭ, как я считаю, пересмотрит цели Парижских соглашений, принятые 8 лет назад, так как они вряд ли выполнимы в ближайшем будущем.