Выяснили это аналитики «Домклик» Сбербанка ко Дню матери, проанализировав ипотечные сделки по покупке недвижимости в 2023 г. Также эксперты оценили средний возраст и доход покупательниц, их распределение по семейному положению и числу детей.
Их исследование показало, что сего в 2023 г. покупатели недвижимости заключили более 191 тыс. сделок с использованием маткапитала, то есть примерно 16,6% от всех выдач ипотеки. Рассматрение помесячной динамики за этот год позволило аналитикам «Домклик» выделить два периода, когда количество таких выдач существенно увеличивалось.
1. В начале года, после расширения «Семейной ипотеки» на семьи с двумя несовершеннолетними детьми и смягчения условий по «IT-ипотеке». Как следствие, количество выдач выросло до 19 тыс. единиц — спрос держался на этом уровне до июля. В начале года также увеличилась доля выдач ипотеки с использованием маткапитала в общем количестве сделок до 19%. С того момента показатель менялся незначительно: доля выдач оставалась выше 15%.
2. В августе — сентябре, в период повышенной покупательской активности на всем рынке недвижимости. Как итог, количество выдач с использованием маткапитала увеличилось до 24—25 тыс. в месяц. Доля при этом снизилась, но незначительно — до 15%.
Алексей Лейпи, директор дивизиона «Домклик» Сбербанка отмечает: «Россияне активно используют средства материнского капитала для приобретения недвижимости в ипотеку. Несмотря на значительные колебания спроса, доля в общем количестве ипотечных выдач не опускается ниже 15%.
Ключевую роль в сохранении столь высокого значения играют льготные ипотечные программы, в частности «Семейная ипотека». На сегодняшний день порядка 50% сделок с использованием маткапитала заключаются по этой программе».
Медианный возраст покупательниц недвижимости, использующих средства маткапитала, колеблется, как правило, от 32 до 34 лет. При этом в столичных регионах значение несколько выше — 35—36 лет.
Доход в большинстве крупнейших регионов составляет приблизительно от 50 до 70 тыс. руб. Самое высокое значение — в Москве и Санкт-Петербурге (112,9 тыс. и 89,7 тыс. руб. соответственно), а самое низкое — в Волгоградской и Нижегородской областях (49 тыс. и 49,4 тыс. руб. соответственно).
Что касается семейного положения, большинство покупательниц состоит в браке: их доля варьируется примерно от 60 до 70%. Наибольший процент отмечается в Нижегородской области (69,1%) и Краснодарском крае (67,8%), а реже всего — в Пермском (56,5%) и Красноярском (58,5%) краях.
Чаще всего сделки проводятся женщинами с одним или двумя детьми: в среднем в крупнейших регионах показатель составляет около 90%. Больше всего таких женщин в Санкт-Петербурге (94,1%) и Краснодарском крае (92,4%), а меньше всего — в Красноярском крае (81,9%) и Челябинской области (82,5%).
При этом наибольшая доля многодетных матерей (с тремя детьми и более) наблюдается в Самарской области (7,9%), Москве (6,6%) и Московской области (6,5%), показало исследование «Домклик».