По данным исследовательского холдинга «Ромир», продажи сладкой газировки в текущем году практически восстановился после ухода мировых брендов с российского рынка в 2022 г. Более того, эксперты холдинга отмечают, что прошлогодние изменения на рынке дали толчок для развития локальных брендов и вкусов.
Сравнение результатов III квартала текущего года с аналогичным периодом двухлетней давности показывает авторам исследования, что аудитория данных напитков увеличилась на 3 п.п. — с 65,2 до 68,2%. Относительно III квартала прошлого года пенетрация увеличилась на 1,7 п.п. Эксперты «Ромира» считают, что даже рост за год можно считать значимым, хотя 2022 г. оказался кризисным для категории.
Вместе с аудиторией возросла частота покупок газировки, что, считают авторы исследования, в совокупности может говорить о восстановлении рынка. Так, в III квартале 2023 г. потребители стали покупать сладкие газированные напитки чаще, чем в 2022 г., но все еще не так часто, как в 2021 г. За год частота покупки выросла почти на 20%, компенсировав кризисный спад, но пока еще на 5,6% отставая от показателей двухлетней давности.
Средний чек на покупку сладкой газировки в III квартале текущего года составил 92 руб., что на 4% меньше, чем годом ранее, но на 18% больше, чем в 2021 г.
Отдельно аналитики холдинга рассмотрели каналы продажи напитков. Они отмечают, что е-com хотя и является небольшим каналом для категории, но за два года он показал значимую положительную динамику развития. Так, по сравнению с III кварталом 2021 г. в III квартале 2023 г. количество покупателей сладкой газированной воды увеличилось с 3,9 до 10,2%. Выросли и другие показатели: частота покупки увеличилась на 22,0%; средний чек вырос на 22,6%.
По оценке авторов исследования, скорее положительно развиваются продажи сладких газированных напитков в таких каналах, как хард дискаунтеры и алкосторы. По сравнению с III кварталом прошлого года в аналогичном периоде года текущего в алкосторах ощутимо выросла частота покупки газировки (+61,3%). В этом канале за два года средний чек в категории прибавил 32,2%.
Гипермаркеты, напротив, в целом показывают негативную динамику по категории. Хотя частота покупки в текущем году по сравнению с 2021-м почти восстановилась, аудитория покупающих сладкие газированные напитки в канале снизилась с 27,0% в III квартале 2021 г. до 19,4% в 2023 г. Аналогично уменьшился купленный объем на одного покупателя — с 7,5 л за квартал до 6,4 л.
«Категория сладкой газировки является одним из самых динамичных и конкурентных сегментов рынка напитков. В последнее время мы наблюдаем значительные изменения в предпочтениях потребителей и расширение ассортимента за счет появления новых локальных брендов. Это создает уникальные вызовы для производителей, которые стремятся удержать свою долю рынка и привлечь новых покупателей.
Согласно последним исследованиям, более трети покупателей готовы заменить отсутствующий на полке бренд другой маркой с аналогичным вкусом. Это подчеркивает важность разнообразия вкусов в портфеле каждого бренда и необходимость для производителей быть гибкими и реагировать на изменения в потребительских предпочтениях.
Наша Потребительская панель предоставляет уникальные данные, которые позволяют анализировать покупательское поведение в этой категории. Учитывая спонтанный характер покупок в этом сегменте, только постоянный мониторинг, в том числе внедомашнего потребления, может дать полное представление о текущих трендах и предпочтениях потребителей», — комментирует ситуацию на рынке директор по работе с клиентами холдинга «Ромир» Маргарита Абрамкина.