Такую его динамику выявило исследование лаборатории «СберИндекс» и ресурса «Чек Индекс».
Оно показало, что доля безналичного оборота в РФ в III квартале 2023 г. достигла 64,2%, обновив рекорд, установленный в I квартале 2023 г. (63,3%). Прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 3,6 п.п.
Среди регионов тройка лидеров по доле безналичных платежей не изменилась с начала года — это Ненецкий АО (75,7%), Республика Саха (75,2%) и Чукотский АО (75,1%).
Как и в I квартале, более 60% покупок были оплачены по карте в 61 регионе, причем состав этих регионов практически не изменился: Саратовская область вышла из группы с результатом 59,6%, а Ивановская область вошла с 60,4%. Авторы исследования отмечают, что в II квартале фиксировался существенный спад — доля «безнала» превысила 60% только в 54 регионах.
На фоне этого снижения рост к прошлому кварталу наблюдается во всех регионах (в целом по России +1,9 п. п.). Наименьший прирост зафиксирован в Саратовской области (+0,4 п. п.), а лидером по приросту стала Чеченская Республика (+3,2 п. п.).
В годовом разрезе наблюдается фронтальный рост доли безналичных платежей, лидерами же стали Республика Тыва (+7,4 п. п.), Приморский край (+6,6 п. п.) и Республика Адыгея (+5,9 п. п.).
Среди муниципальных образований лидерами по росту доли «безнала» за год стали два города Приморского края — Уссурийск (+7,9 п. п.) и Владивосток (+7,5 п. п.), ненамного отстал от них Кызыл (Республика Тыва) — +7,4 п. п.
Наибольший прирост к II кварталу текущего года зафиксирован в столице Татарстана Казани (+3,7 п. п.).
В базовых категориях торговли доля безналичного оборота составила в III квартале 66,7%, увеличившись по сравнению с III кварталом прошлого года на 2,4 п. п. Максимальный рост зафиксирован в гипермаркетах (+10 п.п.) и на АЗС (+9,8 п.п.), несколько меньший — в супер- и мини-маркетах (+4,5 п.п.), в категории «Одежда и обувь» (+4,4 п.п.), а также в кафе и ресторанах (+3,7 п.п.).
В ряде категорий, напротив, произошло снижение доли «безнала», к ним относятся категории расходов на товары для ремонта, дачи, хозяйства, расходы на бытовую технику и гостиницы, показало исследование лаборатории «СберИндекс» и ресурса «Чек Индекс».