Результаты опроса об этом представляет Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Согласно ноябрьскому опросу ВЦИОМ, шесть из десяти россиян экономят электричество (58%, 2013 г. — 60%), причем делают это самыми разными способами. Авторы опроса условно выделяют три стратегии экономии электроэнергии:
- оптимизация ее использования (выключают свет там, где он не нужен, используют датчики движения, включают меньше ламп — 30%, +5 п.п. к 2013 г.), в том числе с помощью системы гибких тарифов (3%);
- использование энергосберегающих технологий (лампочки — 18% (−10 п.п. к 2013 г.), техника — 5%);
- рациональное использование электроприборов (разумное потребление (11%, +7 п.п. к 2013 г.), отключение на ночь или при уходе из дома — 9% (+6 п.п. к 2013 г.); экономия на электрообогреве, отключение телевизора, отказ от просмотра в фоновом режиме, а также отказ от пользования определенными электроприборами — по 2%). Эту стратегию в сбережении электроэнергии россияне за десять лет стали использовать чаще других.
Каждый третий россиянин признался, что не предпринимает никаких мер для экономии электроэнергии (35%, 2013 г. — 36%). Подобное поведение в большей степени свойственно мужчинам (39% против 31% женщин), молодежи до 35 лет (18 — 24 лет — 55%, 25 — 34 лет — 49%), гражданам с хорошим материальным положением (44%), активным пользователям интернета (42%). Напротив, чаще следят за расходом электричества женщины (63% против 54% мужчин), граждане старше 45 лет (45 — 59 лет — 64%, старше 60 лет — 70%), с высшим или незаконченным высшим образованием (64%), с плохим материальным положением (67%), а также активные телезрители (64%) и те, кто предпочитает для получения информации и ТВ, и интернет (63%).
Наиболее экономными потребителями электричества оказались жители Северо-Западного, Приволжского (по 63%) и Центрального (62%) федеральных округов. Наименее — жители Дальневосточного округа (49%).
Большая часть россиян, предпринимающих усилия для экономии электроэнергии, отмечает, что это действительно позволяет им сократить расходы на оплату данной коммунальной услуги (65%). Не ощущают экономии 22%. За десять лет ситуация мало изменилась, в 2013 г. показатели были 64 и 25% соответственно.
Но эксперты ВЦИОМ констатируют, что изменилось другое — мотивы экономии. Если десять лет назад финансовый мотив был определяющим — 56%, то сегодня его называют 37%, то есть в полтора раза реже. Одновременно с этим выросла доля тех, для кого экономия электричества — семейная привычка (37%, +6 п.п. к 2013 г.), что может свидетельствовать о формировании традиций энергосбережения.
Также в два раза вырос процент россиян, следящих за потреблением электричества во благо планеты (2013 г. — 9%, 2023 г. — 17%). Иначе говоря, за десять лет в сознании россиян произошло смещение от скорее принудительного финансового мотива к устойчивой практике (привычные действия) и экологическому осознанию (сознательному выбору) в вопросах экономии электроэнергии.
Также опрос показал, что россияне из разных демографических групп следят за потреблением электричества по разным причинам:
Мужчины чаще преследуют финансовые цели (40%), а женщины — следуют привычке (39%) и заботятся о ресурсах планеты (20%).
Экологический мотив актуальнее для молодежи (18 — 24 года — 33%, 25 — 34 года — 25% против 17% среди всех экономящих россиян), 35 — 59-летние чаще других экономят, чтобы меньше платить за свет (42—44%), а старшее поколение экономит в основном в силу привычки (44%).
Привычка (40%) и экологический подход (27%) — этим руководствуются при экономии электроэнергии россияне с хорошим материальным положением. А россияне с плохим материальным положением чаще стараются сэкономить собственный бюджет (53%) и реже думают о планете (11%).
Отказу от экономии электроэнергии россияне дают несколько обоснований. И самое популярное из них — экономическое (нет смысла, доступно, дешево — 29% от числа тех, кто не экономит; низкий уровень потребления — 12%; хватает средств для оплаты — 11%). Второе обоснование — устоявшийся уровень необходимого потребления электроэнергии (10%) и привычка разумного потребления, делающая экономию ненужной (8%). Аналитики ВЦИОМ выделяют еще один аспект — отсутствие интереса к теме, сегодня 4% в этой группе говорят, что не задумывались о том, почему они не экономят электроэнергию.