Также исследование «СберАналитики» показало, в каких регионах страны относительный рост наибольший, и другие параметры внутреннего туризма.
По данным исследования, за девять месяцев 2023 г. россияне совершили 115 млн поездок по стране. Популярность путешествий по России увеличилась на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Больше всего турпоток вырос в регионах Северного Кавказа (на 103% — в Чеченской Республике, на 85% — в Дагестане, на 72% — в Карачаево-Черкесии, на 52% — в Северной Осетии — Алании), а также в Ленинградской области (на 63%).
Авторы исследования отмечают, что во многих субъектах РФ туризм носит ярко выраженный сезонный характер. Так, с декабря по март доля поездок от годового турпотока в Карачаево-Черкесию составляет 41%, в Кемеровскую область — 35%, в Адыгею — 34%, в Мурманскую и Сахалинскую области — по 32% — во всех этих регионах находятся крупные горнолыжные курорты. А с мая по август наибольшая доля от годового турпотока — в Республике Алтай (70%), в Дагестане (63%), в Карелии (61%), Алтайском и Краснодарском краях (по 58%), которые могут предложить богатую красотами природу и возможность познакомиться с новыми культурами.
Согласно исследованию, туристическое поведение путешественников меняется. Так, сегодня россияне стремятся посетить как можно больше регионов: частота поездок растет, а их продолжительность снижается. В среднем туристы отдыхают в других регионах 5,8 дня и тратят на это 3,5 тыс. руб. в сутки.
Средний возраст туриста — 43,6 года, ежемесячный доход — 74,3 тыс. руб. Большинство россиян предпочитает отдыхать самостоятельно. В половину поездок туристы отправляются на автомобиле, 26% путешественников выбирают поезд, 23% — самолет. Только 12% россиян пользуются услугами туроператоров для внутреннего туризма. Причем эксперты «СберАналитики» отмечают, что чем старше туристы, тем с большей долей вероятности они приобретают готовое пакетное предложение. Так, в возрастной группе от 18 до 24 лет организованно путешествуют лишь 7%, а в группе 60 — 65 лет — уже 26%.
Путешествуют парами и/или с детьми 68% россиян, 12% — с друзьями, 10% — в одиночку. Исключение — молодые люди до 25 лет: почти в половине случаев они ездят на отдых компаниями и в трети случаев — одни.
Также авторы опроса констатируют, что 50% россиян ожидают от отпуска отдыха от суеты. На расслабление и замедление ритма жизни от путешествия в первую очередь рассчитывают молодежь и люди с высоким уровнем дохода. С возрастом интерес смещается от активного отдыха в сторону расширения кругозора (30%) и восстановления здоровья (27%).
Основным драйвером роста по объему трат в сфере туризма стала сервисная составляющая. В ее структуре доля платежей на общественное питание, развлечения и предоставление услуг увеличилась с 12,1% в 2022 г. до 15,7% за девять месяцев 2023 г. Частота трат в категории «общественное питание» увеличилась на 25%.
Станислав Карташов, вице-президент, директор дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка, отмечает: «Для команды “СберАналитики” исследование туристической отрасли — это возможность привлечь внимание к многообразию нашей страны, ее культурному наследию, природной красоте. И это подтверждают цифры: в последние годы наступил ренессанс внутреннего туризма. Россияне едут во все уголки страны: от европейского Калининграда до богатой на чудеса природы Камчатки. Географические и климатические особенности, наличие гор и морей, гастрономия и многое другое делают каждый регион страны привлекательным для туристов. Мы видим свою задачу в том, чтобы поддержать развитие туротрасли и определить параметры, которые можно улучшить, чтобы доля внутреннего туризма продолжала расти».