Какова годовая динамика объема выдач автокредитов

| новости | печать

Такие данные за 11 месяцев и прогноз названного показателя за весь 2023 г. в преддверии 14-го Инвестиционного форума ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ!» представил начальник управления «Автокредитование» банка Алексей Бочарников.

В ноябре на фоне выросшей ключевой ставки рост рынка автокредитования замедлился. По оценке ВТБ, в этот месяц физлица получили на покупку машин порядка 151 млрд руб., что на 11% ниже результата октября. ВТБ за ноябрь выдал более 28,3 млрд руб. в сегменте автокредитования и с долей около 19,0% четвертый месяц подряд остается лидером рынка.

Несмотря на замедление роста в последний осенний месяц, с начала года сегмент демонстрирует существенный прирост — всего по итогам 11 месяцев российские банки предоставили клиентам более 1,4 трлн руб. в рамках автокредитования. Это вдвое выше итогов за весь 2022 г. и на 27% — 2021-й.

В ВТБ за январь — ноябрь автокредиты получили 154,5 тыс. клиентов на общую сумму почти 198 млрд руб., что в три раза по количеству и почти в 3,2 раза в денежном выражении превышает результат за весь прошлый год. Среди регионов первое место по объему выдач занимают Москва и область — здесь заемщики получили в ВТБ на покупку транспортных средств свыше 43 млрд руб. На второй строчке — Санкт-Петербург с Ленинградской областью (более 19 млрд руб.). Топ-5 замыкают Краснодарский край (9,2 млрд), Республика Татарстан (8,8 млрд) и Челябинская область (6 млрд руб.).

Средняя сумма одного автокредита по итогам ноября составила около 1,3 млн руб., что примерно сопоставимо с результатом на конец прошлого года. Наибольший размер «чека» фиксируется в сегменте новых машин, где цены корректируются более активно — около 1,7 млн руб. Во вторичном сегменте средний размер автокредита составляет около 1,2 млн руб.

«В этом году рынок автокредитования в России растет ускоренными темпами. На динамику влияет не только реализация отложенного с прошлого года спроса и рост стоимости машин, но и уверенно восстанавливающийся авторынок за счет расширения отечественного производства и поставок из КНР. Российские и китайские бренды в совокупности занимают уже 90% в выдачах кредитов на новые автомобили. Тем не менее основная активность заемщиков по-прежнему концентрируется на вторичном рынке: например, ВТБ в этом сегменте сейчас проводит 77% сделок. Помимо сохраняющегося дефицита новых авто, такие транспортные средства привлекают россиян как более широким выбором, так и сравнительно демократичным ценообразованием», — прокомментировал А. Бочарников.

По его словам, несмотря на ужесточение во 2-м полугодии процентной политики Центрального банка, итоговый результат по году будет исторически высоким для рынка — порядка 1,6 трлн руб. В следующем году, по прогнозам банка, объемы продаж в сегменте продолжат расти. Несмотря на высокий уровень ключевой ставки, его будут поддерживать расширение ассортимента китайских машин и увеличение числа субсидированных кредитных программ, позволяющих заемщикам приобрести транспортное средство с минимальной финансовой нагрузкой, прогнозирует эксперт.