Как чувствуют себя на рынке локальные бренды сладкой газировки

| новости | печать

В продолжение первой части обзора категории сладких газированных напитков, в которой исследовательский холдинг «Ромир» рассказал о ситуации на рынке в целом после ухода из России зарубежных брендов в 2022 г., вторую часть он посвятил локальным брендам.

Согласно Единой панели данных «Ромира», в III квартале 2023 г. аудитория локальных брендов газировки по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. увеличилась сразу на 11,1 п.п. — с 47,5 до 58,6%. К III кварталу текущего года пенетрация немного сократилась относительно прошлого года (–2,9 п.п.), однако эксперты холдинга считают, что в целом рост все равно продолжается.

Они отмечают, что с III квартала 2022 г. по III квартал 2023 г. существенно возросла частота покупки локальных брендов газировки. В среднем этот показатель равен 46,6%. В отдельных каналах ситуация выглядит следующим образом: в традиционной торговле прирост частоты покупки составил 57,2%, E-com — 54,4%, алкосторах — 48,8%, дискаунтерах — 34,2%, гипермаркетах — 35,7% и супермаркетах — 49,5%. В хард дискаунтреах частота покупки выросла за год не существенно, однако ощутимо прибавил средний чек — +16%.

Говоря о различных вкусах напитков, аналитики «Ромира» констатируют, что и здесь традиционные российские вкусы (Дюшес, Тархун, Байкал и пр.) получили новый толчок укрепления популярности.

По сравнению с III кварталом 2021 г. традиционные вкусы прибавили в частоте покупки 48,9%, а относительно аналогичного периода прошлого года прирост показателя составил 31,8%. Однако авторы исследования зафиксировали снижение аудитории поклонников традиционных вкусов. В 2022 г. пенетрация выросла сразу на 7,7 п.п. — с 44,9 до 52,6%, а годом позднее потери составили 9,1 п.п.

Не теряет популярности и вкус Лимон/Лайм. Он растет в частоте покупки на 17,5% по сравнению с 2021 г. и на 61,7% по сравнению с 2022-м. И при этом Лимон/Лайм не теряет в аудитории — динамика стабильно положительная при среднем показателе в районе 21—22%.

Вкус Кола сохраняет верную аудиторию (52,6%) и даже увеличил ее относительно докризисного 2021 г. (+1,3%). Однако эксперты «Ромира» зафиксировали сокращение по сравнению с 2021 г. частоты покупки этого вида напитков на четверть.

Они также отмечают, что газировки без сахара не пользуются популярностью у аудитории. Доля покупателей уменьшилась с III квартала 2021 г. по III квартал 2023-го на 3,4% — с 26,5 до 17,5% соответственно (видимо, вкралась описка, поскольку если в процентах, то –34,0% — прим. ред.). Частота покупок не выросла и, более того, значимо упала в традиционной торговле. Однако авторы исследования отмечают, что только этот вид газированных напитков показывает существенный рост величины среднего чека — на 40% за два года.