О ситуации на рынке лития рассказывает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research.
Литий – химический элемент 1 группы периодической системы Д.И. Менделеева, атомный номер 3, атомная масса 6,941, относится к щелочным металлам – является основным элементом ионно-литиевых батарей для электромобилей, а значит именно этот металл играет решающую роль при переходе от углеродно-зависимой экономике к углеродно-нейтральной экономике.
В 2022 г. котировки лития на международном рынке испытали стремительный взлет, но уже в этом, 2023 г., цена на литий начала процесс снижения, который продолжается до сих пор. Причем, причина этих ценовых «качелей» лежит на поверхности. Правительства стран, пожелавших перейти на углеродно-нейтральную экономику, давали безвозмездные денежные субсидии гражданам, приобретающим электромобили. Таким образом, в этом секторе экономики, был образован искусственный спрос в 2022 г., и, естественно практически сразу, по законам спроса-предложения, начали расти и биржевые цены на литий, как на ключевой элемент аккумуляторов электромобилей.
Однако в 2023 г. государственные средства на безвозмездные субсидии закончились, после чего интерес у частных покупателей к электромобилям снизился по объективным причинам, цены на литий начали свое падение, что можно наблюдать и по сей день. Одним из крупнейшим рынком продаж электромобилей в мире является Китай. Ноябрьский максимум цен на литий в 2022 г. в КНР составлял примерно 598 000 юаней за тонну. Менее через 6 месяцев цена упала на 70%, то есть до 180 000 юаней за тонну. А сейчас, 1 декабря 2023 г., цена составляет уже 118 500 юаней за тонну. То есть понижательная ценовая тенденция на литий, в связи с тем, что правительство этой страны прекратило оказывать государственную поддержку при покупке электромобилей, продолжается.
Вообще в 2023 г., после ковидных ограничений, китайская экономики демонстрирует откровенно слабые результаты. Продажи электромобилей упали в КНР в январе 2023 г. на 6,4%, что, естественно спровоцировало падение цен на литий. Потребность этого металла в Китае в этом же месяце, упала сразу на 30%. Более того, падение продаж электромобилей и падение литиевых цен в Китае очень существенно отразились на общемировом рынке продаж этого сектора экономики.
Однако, несмотря на эти проблемы, Китай, и большинство стран Евросоюза, не желают отказываться от «зеленой» повестки. И лития для производства аккумуляторов будет требоваться все больше и больше для поэтапного перехода к концу сначала 2035 г., а потом и 2050 г. Это значит, что в долгосрочной перспективе цены на этот актив будут расти, принося желанную прибыль владельцам литиевых месторождений.