Обследовали его Центр изучения потребительского поведения Роскачества и Исследовательский холдинг «Ромир». Мониторинг показал, что в целом соки остаются ходовым продуктом, несмотря на некоторое снижение частоты покупки.
«Ромир» информирует, что соки — одна из категорий, по которой Роскачество регулярно проводит веерные исследования. За 2017 — 2022 гг. Роскачеством были исследованы свыше 100 товаров различных категорий соков и нектаров: 20 торговых марок (ТМ) апельсинового сока и нектара, 25 ТМ вишневого сока и нектара, яблочный, 36 ТМ томатного (восстановленного) сока и 28 ТМ клюквенного морса. 11 товаров по результатам всех испытаний получили Российский Знак Качества.
В 2023 г. «Ромир» отмечает сокращение количества покупателей по всем каналам.
Наибольшее падение наблюдается в канале хард дискаунтеры (магазины, держащие максимально низкие цены) — количество покупателей сократилось на 9,6%, а частота покупок на 6,9%. При этом позитивную динамику демонстрирует один из самых непопулярных для данного товара канал E-commerce: при снижении доли покупателей на 1,6% частота покупки категории возросла с 3,4 до 4,8 раз за год. В супермаркетах и гипермаркетах аудитория сократилась на 9,1%, а частота покупки — на 8,8%. Чаще всего россияне покупают соки в магазинах у дома: аудитория здесь сократилась на 3,2%, но частота покупок немного подросла (+0,8%).
В целом, констатируют эксперты «Ромира», несмотря на описанные колебания, категория соков остается относительно стабильной весь 2023 г.: наблюдается незначительное сокращение аудитории на 1% и снижение частоты покупки на 7%.
Авторы исследования отмечают, что спрос на соки меняется в зависимости от размера упаковки. Большинство (86%) россиян покупают соки в упаковке 0,9 — 1,25 л. Второй по популярности размер упаковки 1,8 — 2 л — его берут 66%. Этот формат показал лучшую динамику — количество любителей такой упаковки выросло на 14,7%, а частота покупки на 24,1%. Третий по популярности формат — 0,26 — 0,399 л (его берут 45,6%).
Что касается любимых брендов, то за последний год тройка лидеров в категории не изменилась: на первом месте соки компании «Добрый», на втором — «Любимый», замыкает топ бренд «Сады Придонья».
Кроме того, на основании Единой панели данных эксперты «Ромира» проанализировали, каким образом покупатели принимают решение о покупке соков. Было выявлено три типа покупателей, каждый из которых отталкивается от одного из следующих факторов при выборе сока, — тип упаковки, тип сока и бренд.