Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, проведенного в партнерстве с исследовательским агентством ООО «Бизнес Решения» об отношении россиян к контрафактным кроссовкам.
Опрос ВЦИОМ показал, что девять из десяти россиян с разной периодичностью носят кроссовки (91%). В том числе каждый второй носит кроссовки практически ежедневно (47%), а 26% — несколько раз в неделю. Только 9% опрошенных ответили, что этой обуви вовсе нет в их гардеробе.
Россиянин, ежедневно обувающийся в кроссовки, — это скорее мужчина (52% против 42% женщин), 25 — 34 лет (68%) или до 25 лет (57%), с хорошим материальным положением (54%), проживающий в Южном федеральном округе (56%).
Россиянин, в чьем гардеробе нет кроссовок, — это в равной степени мужчина и женщина (8 и 9% соответственно), старше 60 лет — 19%. Показатель выше в Дальневосточном федеральном округе — 17%.
Как предполагают авторы исследования, россияне используют кроссовки не только как повседневную обувь, они предпочитают иметь сразу несколько пар для разных ситуаций и видов активности. У абсолютного большинства владельцев кроссовок (76%) в гардеробе имеется не менее двух—трех пар, у каждого пятого — не меньше четырех пар (четыре—пять пар — у 17%, шесть и более — у 6%).
Эксперты ВЦИОМ констатируют, что урбанизированность практически не влияет на популярность кроссовок, россияне носят их повсеместно — в столице, городах, на селе (88—94%). Но жители городов-миллионников, носящие кроссовки, имеют в гардеробе большее число пар этой обуви, каждый третий — не менее четырех пар (41%). На селе показатель заметно ниже — четыре и более пар имеют только 13%.
Рейтинг брендов кроссовок, которые предпочитают российские потребители, возглавляет Nike (32%). В топ-6 вошли также Adidas (26%), Reebok (22%), Puma (16%), Demix (14%) и New Balance (11%).
Топ-3 брендов кроссовок у молодежи до 25 лет: Nike (46%), Adidas (31%) и New Balance (21%).
Аналитики ВЦИОМ также выяснили, что большинство опрошенных россиян (67%) не могут отличить оригинальные кроссовки от подделки. Полагают, что легко отличат подделку, четверть наших сограждан (26%, среди молодежи до 25 лет — 34%, 25 — 34 лет — 38%). Мужчины более подкованы в этом вопросе: определят, где оригинал, а где нет, треть (32%), среди женщин — пятая часть (21%).
Приобрести брендовые кроссовки можно самым разным способом, в том числе не выходя из дома, оформив покупку на маркетплейсе, в группе совместных закупок или на специализированном сайте, доставляющем товары из-за рубежа.
По рискам купить подделку россияне указали пять опасных и три безопасных места. В число опасных входят рынки (обычные (77%) и виртуальные (63%) маркетплейсы), неспециализированные магазины (рядом с домом — 73%) и обувные (60%), неспециализированные сервисы объявлений о продажах (по типу Avito) (68%).
По мнению россиян, с большей вероятностью избежать покупки контрафактной пары обуви можно в мультибрендовом магазине, специализирующемся на продаже кроссовок (56%), или сетевом спортивном магазине (54%). На третьем месте — специализированный сервис доставки товара из-за рубежа (48%).
Среди молодежи 18 — 24 лет сетевые спортивные магазины занимают первое место по минимальному риску столкнуться с подделкой (69%).
В надежности сетевых спортивных магазинов чаще уверены те опрошенные, которые предпочитают покупать оригинальные кроссовки (67%), и те, кто может отличить оригинал от подделки (63%).
Топ-3 магазинов, где минимален риск столкнуться с подделкой, возглавил «Спортмастер» — каждый второй россиянин полагает, что здесь низкая вероятность приобрести неоригинальные кроссовки (53%). Далее следуют Lamoda — 29% и «Триал-Спорт» (28%).
В числе площадок, где вероятность приобрести контрафактные кроссовки, по мнению россиян, напротив, высокая, — Avito (66%), AliExpress (65%), Wildberries (63%), а также Ozon и группы VK (по 58%).