Такой опрос среди россиян провел Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Исследование ВЦИОМ показало, что в наши дни топ-3 наиболее «рабочих» социальных лифтов в представлениях россиян выглядит следующим образом: спорт (88%, + 5 п.п. к 2020 г.), наука и образование (84%, +7 п.п. к 2020 г.), военная служба (83%). Эти лифты россияне считают «работающими» в течение последних пяти лет. Их лидерство, по предположению авторов опроса, определяется не только культурно-историческими особенностями российского общества, но и понятными, прозрачными механизмами «подъема», социальной мобильности. Это либо конкуренция и объективные достижения, как в спорте, либо продолжительность обучения, признанные заслуги, как в науке, либо четкая иерархия, как в армии.
Эксперты ВЦИОМ отмечают, что есть лифты, которые год от года «работают» то лучше, то хуже. Например, культура: в 2018 г. ее называли в числе эффективных лифтов 69%, но в пандемийный 2020 г. показатель снизился (64%). Эпидемиологические ограничения на массовые мероприятия ощутимо ударили по шоу-бизнесу. Сегодня эта сфера полностью реабилитировалась в глазах наших сограждан (71%).
В 2020 г. россияне ставили более низкие оценки еще одному социальному лифту — общественным организациям (2018 г. — 80%, 2020 г. — 73%, 2023 г. — 79% г.). Общественные организации, которые обычно активно взаимодействуют с обществом, могли оказаться менее видимыми для россиян в этот период.
Некоторые лифты со временем начинают «ехать медленнее», например Русская православная церковь (61%, −6 п.п. к 2018 г.). А другие, напротив, «ускоряются», прежде всего это бизнес (80%, +12 п.п. к 2018 г. и 2020 г.). Возрастающая оценка бизнеса как социального лифта отражает важность предпринимательства для российского общества. Сегодня он все чаще рассматривается как сфера возможностей для достижения высокого социального статуса.
В числе других набирающих очки социальных лифтов — государственное и муниципальное управление (59%, +9 п.п. к 2020 г.) и политика (54%, +7 п.п. к 2018 г. и 2020 г.). Сегодня с помощью интернета, в том числе социальных сетей, люди имеют возможность быстро и легко получать информацию о политических событиях и принимать участие в их обсуждении, что способствует формированию представлений о важности государственного и муниципального управления и политики. Свою роль сыграла и политическая ситуация в стране и мире. Перемены и вызовы стимулируют интерес и активное участие граждан в политической жизни. Непредсказуемость и сложность современного общества могут вызвать желание разобраться в политических процессах, влиять на принимаемые решения и более осознанно участвовать в государственном управлении.
Россияне из разных социально-демографических групп немного по-разному смотрят на возможности социальных лифтов в нашей стране. Аналитики ВЦИОМ выделяют следующую специфику:
- Специфика возраста — в большей степени в возможность достичь высокого социального статуса за счет своих усилий и талантов при помощи социальных лифтов верят те, кто сам полон стремлений и амбиций, самая юная часть российского общества — молодежь. Она чаще других отмечала все перечисленные лифты, особенно это касается бизнеса (91% в группе 18 — 24 лет, 88% в группе 25 — 34 лет против 81% среди всех россиян) и шоу-бизнеса (87% в группе 18 — 24 лет, 80% в группе 25 — 34 лет против 71% среди всех россиян). Это авторы опроса объясняют тем, что современные молодые люди — поколение интернета. Для многих современных бизнесменов, блогеров, артистов интернет стал каналом, который помог им продвинуть себя, свои товары или услуги. При этом большая часть успешного контента строится на таланте и харизме автора.
- Специфика образования — чем выше уровень образования, тем чаще граждане не верят в возможности социальных лифтов. В политику «не верят» 41% имеющих высшее или неполное высшее образование против 20% среди граждан с неполным средним образованием. Это же касается культуры (22% против 7%), церкви (11% против 5%), государственного и муниципального управления (37% против 13%), общественных организаций (11% против 6%) и пр. Люди с высшим образованием могут иметь более реалистическое представление о том, что достижение высокого социального статуса может быть сложным процессом. Например, образование не всегда гарантирует успешную карьеру, а другие факторы, такие как связи, везение или социальный статус, могут играть большую роль в достижении успеха.
- Специфика дохода — уверенность в своем материальном положении подкрепляет веру в возможности социальных лифтов. Россияне с хорошим уровнем дохода убеждены, что благодаря своим талантам можно преуспеть в бизнесе (89% против 64% среди граждан с плохим материальным положением), политике (69% против 34%), науке (90% против 72%), государственном и муниципальном управлении (72% против 42%), шоу-бизнесе (80% против 57%) и т.д. Такие различия эксперты ВЦИОМ объясняют тем, что люди с хорошими финансовыми возможностями имеют больше жизненных шансов, больше свободы в выборе профессии, образования или бизнеса, что способствует их вере в успех социальных лифтов.
- Специфика урбанизированности — жители Москвы и Санкт-Петербурга в меньшей степени, чем остальные россияне, склонны верить в возможности социальных лифтов в нашей стране. Например, они реже считают «рабочим» лифтом бизнес (74% против 81% среди всех россиян), политику (45% против 53%), государственное и муниципальное управление (48% против 59%), культуру и шоу-бизнес (63% протв 71%), общественные организации (69% против 80%) и военную службу (69% против 83%). Авторы опроса полагают, что такие различия объясняются высокой конкуренцией, которая в обеих столицах наблюдается во всех сферах жизни, включая работу, образование и карьеру. Высокий уровень конкуренции может создавать барьеры для социальной мобильности и вызывать скептицизм или недоверие к системе социальных лифтов, заключают эксперты ВЦИОМ.