Итоги – 2023. Рынок спецтехники

| новости | печать

Если в 2021 году мы наблюдали дефицит спецтехники, то сегодня рынок профицитный.  Это связано с тем, что после ухода европейских брендов российский рынок спецтехники заполнили и продолжают заполнять китайские производители машин, что непосредственно усложняет конкуренцию. В Китае много лет развивалась отрасль машиностроения, поэтому качество многих китайский брендов на сегодняшний момент – высокое. Производители ежегодно совершенствуются и используют накопленный опыт (в том числе западный) в процессе создания новой техники.

В основном в 2023 году на рынок строительной и дорожной техники значительно повлияли следующие события:

  1. Неоднократные изменения курса валюты российского рубля по отношению к доллару и юаню. Из-за этого фактора стоимость техники увеличилась, а покупательская способность клиента снизилась, что непосредственно повлияло на спрос и количество продаж.
  2. Увеличение ставки утилизационного сбора в отношении специализированной техники в соответствии с постановлением №2132 от 24.11.2022 года. Данное событие также напрямую повлияло на стоимость техники – она стала дороже.

    В связи с данным постановлением некоторая техника стала дороже. Так, увеличилась стоимость на самосвалы и тягачи, фронтальные, мини- и вилочные погрузчики, бульдозеры и карьерные самосвалы, а также на катки, грейдеры и прицепы. Увеличение цены на технику из-за изменения утильсбора снизили покупательскую способность. В моменте утильсбор спровоцировал падение спроса на новую технику, но сегодня рынок стабилизировался, и спрос растет. К новым реалиям пришлось адаптироваться и адаптировать клиента.

  3. Активное замещение европейских брендов китайскими и появление новых марок и производителей на рынке РФ. В связи с этим конкуренция стала на порядок выше и возник профицит спецтехники на рынке.

    Однако несмотря на возникшие сложности, в целом рынок техники растет. Эксперты «Газпромбанк Лизинг» считают, что в 2023 году продажи спецтехники составят порядка 87 тыс. единиц, что на 75% больше относительно 2022 года. Ряд игроков рынка согласен с прогнозом компании. При этом по итогам полугодия продажи составили 34,9 тыс. единиц, из которых 70% пришлось на спецтехнику из КНР. На это влияет активное развитие сферы строительства. Это касается дорожного строительства, а также реконструкции зданий и постройки новых (как коммерческих и муниципальных, так и малоэтажных).

    В 2023 году наибольшим спросом в России пользовались такие типы спецтехники, как фронтальный погрузчик, экскаватор, экскаватор-погрузчик, бульдозер и мини-погрузчик. В категории фронтальных погрузчиков лидируют модели грузоподъемностью 3 тонны. Эта некрупная габаритная техника может передвигаться по городским дорогам общего пользования между строительными площадками или при необходимости перевозиться на трале. Популярность объясняется универсальностью: такая модель может применяться для вывоза грунта, уборки снега и мусора. Среди экскаваторов наиболее популярными являются модели массой 20 и 22 тонны. Такие экскаваторы часто покупают в габаритных размерах, чтобы перевозить их по городу на трале без оформления дополнительных документов. Это значительно удешевляет использование техники и упрощает логистику.

    Рынок спецтехники остается перспективным и динамично развивающимся, однако компаниям, работающим в этой отрасли, необходимо ежегодно следить за мировыми экономическими процессами и адаптироваться к условиям рынка. В условиях высокой конкуренции важно не просто предоставлять надежную технику, за которую клиент готов платить, но и гарантию, большую запчастную базу и официальный сервис.