Выяснили это эксперты аналитического портала Сбербанка СберИндекс, изучив потребительские расходы россиян в декабре 2023 г. и за прошедший год в целом.
По данным СберИндекса, в заключительный месяц прошлого года эти расходы составили 6625,7 млрд руб., что на 17,7% выше в номинальном выражении, чем в декабре 2022 г., и на 9,3% — в реальном.
Авторы исследования констатируют, что традиционно декабрь становится рекордным месяцем с точки зрения потребительских расходов населения. Прошедший 2023 г. не стал исключением: по сравнению с ноябрем в декабре траты граждан в номинальном выражении выросли на 15,1%. В 2022 г. прирост составлял 14,0% — это самый низкий декабрьский рост за всю историю наблюдений СберИндекса (с 2012 г.). Его аналитики отмечают, что наиболее высокие значения этого показателя были достигнуты в 2014 г. (+19,6%) и в 2015 г. (+17,3%).
Вместе с тем они указывают, что в реальном выражении, с учетом сезонного фактора, потребительские расходы россиян в декабре 2023 г. снизились на 0,7% к ноябрю. Снижение эксперты СберИндекса практически полностью объясняют тем, что население сократило расходы на непродовольственные товары на 1,7%. При этом расходы на продовольственные товары и услуги практически не изменились в сезонно-сглаженном эквиваленте (то есть с исключением влияния сезонного и календарного фактора), расходы на общепит незначительно снизились к ноябрю.
Также исследование показало, что на протяжении всего 2023 г. потребительский спрос был сильным во всех категориях расходов. Потребление продовольственных товаров вернулось к допандемийным значениям, но уровня 2014 г. пока не достигло. А вот расходы на общепит и услуги в 2023 г. достигали максимума за всю историю наблюдений СберИндекса (общепит — в ноябре, а услуги — в декабре). На фоне ускорения инфляции и ожиданий по повышению ключевой ставки потребление непродовольственных товаров вышло на пик в октябре 2023 г. Потребление непродовольственных товаров в этот месяц стало третьим по величине за всю историю наблюдений (после декабря 2014 г. и февраля 2022 г).
Подготовку к Новому году потребители начали заранее, но пик количества покупок пришелся на 28 — 30 декабря. Отличительная особенность 2023 г. — растущая популярность маркетплейсов: их доля в общих расходах выросла с 15% в декабре 2022 г. до 19% в декабре 2023 г. В других категориях динамика номинальных трат примерно совпадала с прошлогодней: по сравнению с ноябрем рост расходов на бытовую технику и электронику в декабре 2023 г. составил 42%, на ювелирные изделия — 104%, на товары для красоты и здоровья — 47%, на хобби и увлечения — 43%, на книги — 24%. Кроме того, с середины декабря россияне активно делали закупки к праздничному столу в продуктовых и винных магазинах (прирост на 28% в обеих категориях).
Общие траты россиян 31 декабря закономерно снизились на треть к предыдущему дню практически во всех категориях, кроме цветов и подарков (+16%) и винных магазинов (+4%). Траты на такси также сократились, но меньше, чем в других категориях (–9%). Основная доля расходов потребителей в этот день пришлась на продукты и общепит.
Аналитикам СберИндекса примечательно, что расходы россиян в первую неделю 2024 г. значительно отличались от затрат годовой давности. Меньше прошлогодних оказались номинальные траты в винных магазинах (–11,7%), расходы на хобби и увлечения (–12,9%), развлечения (–1,5%), локальный транспорт (–13,8%). Сокращение расходов в большинстве категорий непродовольственных товаров было компенсировано их ростом в универсальных магазинах и маркетплейсах (+39,2%). В категориях «Такси», «Развлечения» и «Турагентства» количество покупок также снизилось к прошлому году (на 6, 8 и 4% соответственно).
Траты россиян в новогодних поездках увеличились на 8% к прошлому году, что близко к значению инфляции. Наибольший рост расходов туристов пришелся на продуктовые магазины (+22,7%), универсальные магазины и категорию «Специализированные товары и услуги» (+10,6%), а также на медицину, красоту и здоровье (+8,9%). Общее количество внутренних поездок чуть сократилось (–1,6%) по сравнению с прошлым годом. Количество поездок в Москву, Санкт-Петербург и Владимирскую область снизилось ощутимо (–7,9, –2,8 и –13% соответственно). А вот интерес к региональным поездкам растет — например, в Краснодарский край (+3,5%), Татарстан (+0,5%), Калининград (+8,6%), Мурманскую область (+13,7%) и особенно Крым (+29,3%), констатируют аналитики портала СберИндекс.