Аналитики ВТБ также проанализировали соответствующие результаты ушедшего года.
Эксперты группы ВТБ констатируют, что инфляционные ожидания, активность китайских автопроизводителей и желание дилеров закрыть планы с хорошими показателями позволили декабрю стать самым «урожайным» месяцем 2023 г. Впрочем, отмечают авторы анализа, похоже, что свою роль сыграли и годовые финансовые премии клиентов. Дилеры отмечали, что немало покупателей приходило в автосалоны с наличными. Таким образом, за исключением ноября, вся вторая половина года оказалась для нашего рынка относительно успешной, несмотря на сложности. Еще более высоким объемам бизнеса в масштабах года помешал отнюдь не недостаток машин, а цены, которые скорректировались вследствие переоценки курса рубля и повышения ставок утилизационного сбора.
Покупателей нашли 128 930 легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей с учетом параллельного импорта — на 9% больше, чем в ноябре. Итог года — 1,13 млн машин (+58%, или +440 тыс. автомобилей) к провальному 2022 г. (687,4 тыс.).
Эксперты ВТБ отмечают, что в зачете марок ведущую роль в развитии рынка традиционно обеспечил АвтоВАЗ. Несмотря на то, что Lada не смогла выполнить первоначальный годовой план, 352,6 тыс. машин, отгруженных дилерам, в нынешних условиях, полагают авторы анализа, можно считать успехом. Прирост продаж относительно 2022 г. составил 87%, относительно 2021-го — 1%.
При этом крупнейший российский автопроизводитель продолжал умело пользоваться монопольным положением в сегменте бюджетных седанов. Модель Granta можно было встретить в салонах дилеров по цене заметно выше одного миллиона руб., а за топовые модели Vesta даже по рекомендуемым розничным ценам стали просить более двух миллионов. Это в три—четыре раза выше, чем те же машины предлагали в момент их дебюта на рынке. Для Granta он состоялся в 2012 г., для Vesta — в 2015, напоминают аналитики ВТБ.
Тем не менее, констатируют они, по Granta в 2023 г. был поставлен рекорд продаж в 206,1 тыс. машин. Это в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Яркий успех в продажах продемонстрировали и отечественное семейство вседорожников Niva — 92 тыс. (+137%). Хотя за много десятков лет на конвейере ни трех-, ни пятидверная модификации так и не смогли обзавестись таким важным атрибутом любого современного кроссовера, как автоматическая коробка передач, замечают авторы исследования. В противовес продажи Vesta, составлявшие в лучшем для нее 2021 г. 113 тыс. единиц, в 2023-м оказались скромными — всего 49,3 тыс. Столько машин АвтоВАЗ отгрузил салонам. Реальных же покупателей успели обрести 41,2 тыс. таких авто.
Относительно высоким ежемесячным уровнем сбыта (2,4 тыс. машин в декабре, +26% к ноябрю) могли порадоваться продавцы «Москвичей». Роль сыграли скидки до 490 тыс. и появление второй модели в семействе. Если бы тех же темпов марка придерживалась и раньше, она вполне могла бы рассчитывать на то, что обнародованные ее планы продаж на 2023 г. (сначала 40 тыс., а позже 27 тыс.) оказались бы реализованы. Однако по отчетам дистрибьютора за 12 месяцев дилерам было продано 15 тыс. машин, из которых до конечных покупателей добралось 13 тыс.
Наконец, УАЗ, ГАЗ, «Соллерс» и Evolute реализовали за прошедший год суммарно порядка 104 тыс. машин. В целом за отечественными брендами по итогам года 470 тыс. сделок, или 42% рынка.
В десятке ведущих иностранных брендов по итогам года благодаря параллельному импорту, помимо китайских марок, удалось удержаться KIA (34 тыс. автомобилей), Hyundai (26 тыс.) и Toyota (22 тыс.). Все продемонстрировали двузначное падение продаж относительно прошлого года. Однако уже в декабре, помимо отечественных и китайских марок, место удалось сохранить лишь еще одному «иностранцу» — Kia (1,8 тыс.). В 2024 г. топ-10, убеждены аналитики ВТБ, покинет и он.
«Как мы и прогнозировали, общий объем продаж в 2023 г. не превысил 1,14 млн автомобилей. В январе — феврале текущего года от рынка не стоит ждать тех же темпов, что он показал в декабре. Морозы, ударившие по активности многих клиентов в мегаполисах в первой декаде января, и затяжные праздники не позволят рынку выйти больше чем на 60—65 тыс. сделок. Не достигнет декабрьских рекордов и февраль. Хотя, учитывая переполненность многих складов “китайцами”, этот период может быть выгоден для покупки новой машины. Деньги, “замороженные” в “металле”, для дилеров становятся все дороже, и продавцы будут идти на уступки. Порядка 35% машин, завезенных из Поднебесной в прошлом году, к началу января оказались не распроданы», — комментирует руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
«При сохранении нынешних экономических условий традиционное оживление рынка начнется в весенние месяцы. Продавцы будут мотивировать покупателей к сделке аргументами про подорожание. На самих дилеров будут давить новые амбициозные планы дистрибьюторов», — добавляет вице-президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж авто Владимир Высоцкий.
Эксперты группы ВТБ отмечают, что в совокупности китайские автопроизводители планируют реализовать на российском авторынке порядка 1,25 млн автомобилей. АвтоВАЗ, в свою очередь, хотел бы продать полмиллиона машин. Естественно, что не останутся в стороне ГАЗ, УАЗ, «Москвич» и «Соллерс». Возьмут свое и те, кто продолжит ввозить машины по параллельному импорту. При реализации всех этих планов, российский авторынок мог бы приблизиться к двум миллионам штук. Однако увеличившиеся ставки автокредитования и продолжающийся рост стоимости машин едва ли позволит ему подняться выше 1,4—1,5 млн сделок, прогнозируют эксперты группы ВТБ. В то же время они напоминают, что Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует рост рынка на 15%, или до 1,3 млн единиц.