Минувший год стал переломным в борьбе с мошенниками

| новости | печать

Такой вывод делают специалисты ВТБ, отмечая, что впервые за четыре года количество мошеннических атак на розничных клиентов сократилось.

Согласно данным ВТБ, в прошлом году мошенники пытались похитить средства клиентов банка 6,5 млн раз — на 16% меньше, чем в 2022 г. Наиболее активными по мошенническим звонкам, на которые пришлось 90% всех действий злоумышленников, были февраль, март и апрель прошлого года. Самыми спокойными — последние четыре месяца года. Эксперты банка отмечают, что сократить мошеннический трафик помогло IT-решение ВТБ, позволившее полностью автоматизировать сбор и передачу данных о попытках мошеннических звонков в Минцифры РФ и операторам связи.

Основной методикой борьбы с мошенническими звонками является отслеживание номеров и трафика злоумышленников и блокировка телефонных номеров у операторов связи. До внедренного IT-решения ВТБ процесс от фиксации звонка до его блокировки оператором связи занимал до семи дней. Это время требовалось на сбор информации о звонках, ручную обработку и передачу данных в Банк России и Минцифры.

Автоматизированная система позволяет перевести этот процесс в онлайн и существенно ускорить блокировку номеров, число новых звонков от злоумышленников с использованием уже скомпрометированного телефонного номера сокращается.

«Очевидное снижение трафика мошенников мы наблюдаем к концу года, количество зафиксированных атак в декабре по отношению к январю упало более чем в три раза. В том числе благодаря автоматизации фиксации и отслеживания мошеннических звонков, последующей блокировке и идентификации злоумышленников. Мы получили впечатляющие результаты — впервые за четыре года тренд на рост мошеннических атак сломлен, мы видим последовательное снижение их активности», — отмечает Никита Чугунов, старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ.

«В 2023 году объем поступающих в Минцифры сведений о мошеннических звонках в целом снизился. В сравнении месяц к месяцу с предыдущим годом уменьшение количества звонков не наблюдалось только в марте. Например, за декабрь зафиксировано снижение на 16,89%. Этого удалось достичь благодаря эффективному взаимодействию ИТ-организаций, операторов связи и банков, а также оперативному принятию мер контрольно-надзорными и правоохранительными органами», — констатирует Евгений Хасин, врио директора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России.

В то же время эксперты ВТБ предупреждают, что за последний год мошенники все активнее стали использовать схему с инвестициями: когда людей вовлекают в сомнительные бизнес-схемы, связанные с покупкой криптовалюты, и обещают большую доходность после вложения денег. Для убедительности злоумышленники создают специальные фейковые сайты или приложения якобы для контроля роста инвестиций, создают фейковые графики, показывающие прибыль. Чтобы продемонстрировать потенциальному жертве-инвестору «безопасность» вложений, ей могут позволить снять некоторые средства со счета. Злоумышленники могут раскручивать жертву по этой схеме несколько месяцев. Банк напоминает, прежде чем приступать к инвестициям, в первую очередь важно проверить наличие у компании необходимых документов и лицензий.