Ответило на этот вопрос исследование, проведенное аналитиками ВТБ и «Открытие Авто» среди автовладельцев и желающих приобрести автомобиль.
Согласно данным их опроса, пока всего 32% респондентов знают, что в России теперь можно купить иранские машины. При этом знающих о новинках рынка мужчин в два раза больше, чем женщин (44% против 21%). Среди российских регионов наивысший уровень осведомленности о наличии иранских автомобилей отмечен у жителей Северного Кавказа (42%), самый низкий — на Дальнем Востоке (20%). Более двух третей россиян (68%) не знают о возможности приобрести в России автомобили из исламской республики.
Среди преимуществ иранских авто 16% опрошенных назвали хорошее сочетание цены и качества, еще 12% — их стоимость. 29% не видят у иранских машин выдающихся преимуществ. А большая часть (47%) в целом просто не знают о преимуществах автомобилей из этой страны.
При этом 49% автолюбителей из-за нехватки информации ничего не знают и о недостатках иранских машин. По мнению 16%, основной недостаток — слабая техническая часть иранских авто. 15% отмечают слабое развитие дилерской сети. 13% считают, что у иранских машин низкий уровень комфорта и безопасности, столько же считают значительным минусом отсутствие запчастей на эти авто. По 12% указали на маленький выбор (всего несколько моделей на рынке) и низкое качество комплектующих.
Тем не менее значительная часть респондентов (48%) считают, что иранские автомобили могут завоевать доверие российских покупателей. 22% полагают, что это произойдет, если иранцы предложат россиянам комфортные, технологичные и безопасные автомобили. 14% оценивают хорошие перспективы «иранцев» из-за комфортных цен, которые так важны сегодня для покупателей. 12% думают, что это произойдет, если иранские производители повысят качество комплектующих. Лишь 16% уверены, что у иранских машин нет шансов завоевать доверие в России, поскольку наши потребители уже избалованы выбором среди других марок. 36% затруднились ответить на этот вопрос.
52% полагают, что «иранцы» смогут прижиться на отечественном авторынке за счет модельного ряда в бюджетном сегменте. 27% назвали таким фактором наличие собственного производства иранских машин в России. 22% считают, что это может произойти с помощью программ господдержки, а еще 16% — за счет субсидий иранских автоконцернов на представленные в России марки.
По мнению четверти опрошенных, иранские автомашины к концу 2024 г. займут долю 1—2% российского авторынка. Еще четверть прогнозируют, что эта доля может составить 3—5%. Каждый десятый респондент (11%) прочит «иранцам» 6—10% российского авторынка в конце наступившего года. Более трети затруднились с оценкой перспектив, показал опрос ВТБ и «Открытие Авто».