Такую тенденцию в течение ушедшего года аналитики отмечали неоднократно. Причины ее названы те же.
Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 3 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, единственной возрастной группой «карточных» заемщиков, доля которой в структуре выданных новых кредитных карт выросла в прошлом году, стали заемщики моложе 25 лет. Так, в 2023 г. их удельный вес составил 17,9%, увеличившись по сравнению с 2022 г. на 5,2 п.п. (в 2022 г. — 12,7%).
В целом в 2023 г. в структуре выдачи новых кредитных карт снизились доли практически всех возрастных групп за исключением упомянутых выше заемщиков моложе 25 лет, а также граждан в возрастном диапазоне от 25 до 30 лет. Доля последних за год не изменилась и составила 10,8%.
В свою очередь наиболее сильное снижение доли было отмечено у заемщиков в возрасте от 30 до 40 лет (–1,4 п.п.), старше 65 лет (–1,3 п.п.), от 50 до 60 лет (–1,2 п.п.) и от 60 до 65 лет (–1,0 п.п.). Небольшое снижение также продемонстрировала возрастная группа от 40 до 50 лет (–0,4 п.п.).
При этом самой массовой категорией заемщиков по новым выданным кредитным картам остаются граждане в возрасте от 30 до 40 лет — 27,4%, а наименьшей — заемщики старше 65 лет (4,1%).
Эксперты НБКИ отмечают, что среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по кредитным картам составляет 645 баллов при минимальном значении 1 и максимальном — 999 баллов.
«Молодые заемщики в целом не являются большими сторонниками офлайн-кредитования. В то время как кредитные карты можно заказать в онлайн-режиме с доставкой на дом, без похода в отделение банка. Помимо этого, самым молодым пользователям кредитных карт нравится их технологичность и удобство в использовании, а также привлекательные условия (льготный период по оплате процентов, кэшбэк и т.д.). В то же время данный вид кредитования удобен и банкам, так как с помощью такого инструмента, как лимит по кредитным картам, они могут эффективно управлять кредитным риском. При этом стоит отметить, что банки по-прежнему выдают новые кредитные карты заемщикам относительно “хорошего” кредитного качества с приемлемым значением Персонального кредитного рейтинга», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.