Такое исследование провел СберНПФ совместно с MAXIMUM Education, опросив 1,5 тыс. родителей учеников школ с 5-го по 11-й класс по всей стране. Также авторы опроса выяснили подходы родителей к выдаче карманных денег и обучению детей финансовой грамотности.
Исследование показало, что, помимо образования (34%) и одежды (24%), респонденты отнесли к крупнейшим статьям расходов здоровье (21%) и развлечения (17%).
Алла Пальшина, исполнительный директор СберНПФ, отмечает: «Мы видим, что образование выступает главной статьей расходов у значительной доли респондентов и что многие хотят увеличить вложения в эту сферу. Опрошенным предлагалось рассказать, на какие статьи расходов они хотели бы тратить больше, а на чем были бы не против сэкономить. Оказалось, что 34% россиян готовы тратить больше на детское образование. Люди понимают, что это залог высокого уровня благосостояния ребенка в будущем. Копить на образование ребенка и формировать для него капитал к совершеннолетию можно, например, с программой долгосрочных сбережений, которая стартовала 1 января этого года».
Также опрос выявил, что хотели бы больше вкладываться в здоровье ребенка 21% опрошенных. Меньше всего родителей готовы увеличивать расходы на питание (14%) и одежду (13%).
Абсолютное большинство респондентов (85%) систематически дают детям деньги на карманные расходы. В основном это небольшие суммы — до 500 или до 1000 руб. в неделю (67 и 21% соответственно). Более крупные суммы выделяют 8% опрошенных.
Объясняют своим детям основы обращения с деньгами 77% родителей: как вести учет доходов и расходов, как эффективно откладывать деньги, как их хранить и так далее. 46% опрошенных делают это периодически, 31% — постоянно. Меньше четверти респондентов выдают деньги, не объясняя, как с ними обращаться.
Михаил Мягков, генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education, дополняет: «Результаты опроса совпадают с финансовыми показателями рынка. Детский и школьный edtech продолжают расти, и родители все больше готовы увеличивать вложения в образование своих детей. Согласно исследованиям Smart Ranking, сегмент детского образования занимает второе место среди всех сегментов edtech и показал за год прирост в 37%. По нашим данным мы видим, что родители стали чаще интересоваться дополнительным образованием детей уже в средней школе, и к нам все чаще приходят ученики 8−9-х классов. Не исключено, что это связано с ростом популярности техникумов и колледжей, из-за чего родители и ученики начинают раньше задумываться о профориентации и дополнительной подготовке».
Почти две трети участников опроса (63%) отметили, что их дети из части карманных средств формируют сбережения. Накопления детей большинства респондентов начинаются от 5 тыс. руб. (у 18% это 5—10 тыс. руб., у 15% — 10—30 тыс., у 25% — более крупные суммы), в то время как у 42% сбережения не превышают 5 тыс. руб.
Самостоятельно совершая покупки, дети предпочитают платить банковскими картами. Дети 28% опрошенных используют обычную карту, а дети каждого четвертого (25%) — специальную детскую карту. Каждый третий ребенок (32%) расплачивается наличными.
Дети 7% респондентов пользуются системой SberPay, 5% — Mir Pay. Наименее популярная форма оплаты у школьников — QR-код с телефона: его предпочитают дети 4% участников опроса.