Сбербанк представляет очередной ежеквартальный «Индекс Иванова», который отражает динамику доходов россиян и их потребительские настроения.
Исследование показало, что в IV квартале 2023 г. средняя зарплата Ивановых за квартал увеличилась на 6,2% и достигла 52,1 тыс. руб. Средний доход на члена семьи вырос на 2,1% и составил 36,7 тыс.
Ивановы стали более оптимистичны в оценке бизнес-перспектив своих работодателей. Доля тех, кто ожидает роста бизнеса, увеличилась за квартал на 4 п.п. и достигла 29%.
К среднему классу относят себя 58% Ивановых. Это на 3 п.п. больше, чем в I квартале 2023 г., и в целом выше, чем в среднем за последние пять лет (50%). Также по сравнению с I кварталом до 11% (+2 п.п.) увеличилась доля Ивановых с высокими доходами и до 31% (–6 п.п.) уменьшилась доля тех, кто получает низкие.
Кроме того, аналитики Сбербанка отмечают, что опрошенные стали активнее тратить. Совокупная доля трат в доходах увеличилась за квартал на 0,3 п.п. и достигла 95,2%. При этом доля тех, кто приобретает продукты онлайн, выросла за квартал на 2 п.п. до 34%. Закупили основную часть продуктов к новогоднему столу онлайн 18% Ивановых, что больше, чем в какой-либо из крупных офлайн сетей. При этом доля расходов на продукты в онлайн-заказах в общих тратах стабилизировалась на уровне 16%.
Услугами страховых компаний пользовались 28% Ивановых. В среднем на покупку полиса они тратили 7,3 тыс. руб. Самыми популярными страховыми компаниями стали страховые «дочки» Сбербанка — «СберСтрахование» и «СберСтрахование жизни», а также АО «АльфаСтрахование». Их услугами пользуются 32 и 19% соответственно. Наиболее популярные страховые продукты — ОСАГО и страхование имущества (61 и 31%).
Также в этом исследовании была подробнее изучена тема магазинов-специалистов (в частности, ассортимент которых смещен к алкогольной продукции). Как выяснилось, 48% Ивановых специально ходят в эти магазины за алкоголем, а 29% — целенаправленно покупают продукты питания, а 23% совмещают покупки в обеих категориях. Средний Иванов, который приходит за алкоголем и заодно покупает еду, в меньшей степени обращает внимание на низкие цены на продукты (это важно для 45% опрошенных), их хорошее качество (8%) и богатый ассортимент (13%). Эти показатели оказались более весомыми для Ивановых, которые целенаправленно посещают такие магазины (65, 37 и 28% соответственно).
Екатерина Усанова, аналитик по потребительскому сектору SberCIB Investment Research, дополняет: «В период подготовки этого исследования официальная безработица обновила минимум и составила 2,9%, а курс рубля стабилизировался. На этом фоне рынок труда оказался благоприятным для соискателей, поэтому доля Ивановых, обеспокоенных безработицей, снизилась до 26%. Это минимум за все время исследования. А стабилизация курса рубля привела к снижению доли Ивановых, которые беспокоятся по поводу обменного курса, до 18% (в предыдущем квартале таких был 21%). Основным поводом для беспокойства Ивановых оставалось здоровье (свое и близких) — доля тех, кто отмечает этот фактор, держится на уровне 65%».