Это выявил опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Согласно опросу ВЦИОМ, для россиян, по их собственному определению, социальная справедливость — это в первую очередь социальные гарантии — 50% (равенство, равные возможности — 21%, социальная поддержка граждан — 10%, улучшение жизни пенсионеров, снижение пенсионного возраста — 9%, доступная и бесплатная медицина и образование — 6 и 3% соответственно, а также поддержка молодых семей, семей с детьми — 1%).
Определяют социальную справедливость через экономические гарантии (повышение уровня жизни — 10%, отсутствие большого разрыва между богатыми и бедными — 6%, благополучие граждан — 3%, а также вознаграждение каждому по труду, наличие рабочих мест, доступные цены) 23% россиян.
Еще одна составляющая социальной справедливости в общественном мнении — правовые гарантии — 14% (равенство всех перед законом — 8%, защита прав и свобод граждан — 4%, хорошая работа правоохранительной и судебной систем, отсутствие коррупции). Часть россиян вкладывают в понятие социальной справедливости гарантии стабильности и развития — 7% (порядок и безопасность — 5%, развитие регионов, уверенность в завтрашнем дне) и гарантии власти — 4% (честность, открытость перед народом, гласность — 3%, близость власти к народу).
Эксперты ВЦИОМ отмечают, что полученные результаты свидетельствуют о комплексном понимании социальной справедливости россиянами, но социальные гарантии для наших соотечественников оказываются приоритетнее. С одной стороны, это обусловлено историческими факторами, с другой — отражает потребности и ожидания граждан от социальной системы и власти, констатируют авторы опроса.
Около трети россиян соглашаются с тем, что социальная справедливость состоит в равенстве всех перед законом, на протяжении всего периода измерений с 2007 г. это мнение оставалось доминирующим (2007 г. — 35%, 2024 г. — 31%). Экономическая модель социальной справедливости (нет богатых и бедных) обычно занимала второе место (2007 г., 2009 г., 2013 г., 2018 — 2023 гг. — 17—20%, 2024 г. — 16%.), но в последний год она конкурирует с трудовой моделью — положение каждого должно определяться результатами его труда (2024 г. — 16%).
Еще 14% россиян полагают, что социальная справедливость состоит в том, чтобы каждый мог развивать свои способности, за последний год этот вариант стал звучать чаще (2023 г. — 8%). Компенсационная модель социальной справедливости, когда в обществе есть гарантии для социально незащищенных категорий граждан, набирает 5%, с 2018 г. показатель не превышал 6%. Примерно каждый десятый убежден, что социальной справедливости в принципе нет (9%, −10 п.п. к 2021 г.).
Молодежь до 25 лет чаще понимает социальную справедливость как создание условий для того, чтобы каждый мог достичь всего, на что он способен (26%). По предположению аналитиков ВЦИОМ, это связано с тем, что именно в молодом возрасте особенно важна самореализация, поиск себя.
В группе 35 — 44-летних каждый пятый (21%) отметил, что социальная справедливость — это равный уровень жизни для всех, общество без богатых и бедных.
За последний год наше общество стало более социально справедливым, так думает четверть россиян (26%, +10 п.п. к 2020 г.), и доля оптимистов превышает долю пессимистов (22%, −4 п.п. к 2020 г.). Авторы опроса отмечают, что этот тренд держится с 2023 г., когда оптимистов было также 26%, а пессимистов — 20%. Еще шесть лет назад, в 2018 г., баланс был иным, ухудшение ситуации замечали 28%, а улучшение — 16%. Четверо из десяти россиян сегодня полагают, что значимых сдвигов в социальной справедливости нашего общества за последний год не произошло (44%).