Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного покупкам россиян на маркетплейсах.
Согласно июльским данным ВЦИОМ, за последний год торговые центры с разной периодичностью посещали 71% россиян. Столько же наших сограждан ответили, что в 2023 г. хотя бы раз совершали покупку на маркетплейсах (71%) — таковы результаты свежего февральского опроса ВЦИОМ. Отсутствует подобный опыт у 28% наших сограждан.
Чаще покупки на маркетплейсах совершают женщины (74% против 68% мужчин), граждане с высшим и неоконченным высшим образованием (80%), горожане (69—81% против 64% жителей сел), а также активные интернет-пользователи (88% против 21% активных телезрителей). Наибольшей популярностью онлайн-шопинг пользуется у 18 — 34-летних (93—94%), что, по мнению авторов исследования, в целом вполне ожидаемо: молодые люди, как правило, чаще других поколений обладают базовыми цифровыми компетенциями, необходимыми для онлайн-покупок (пользование мобильными приложениями, онлайн-оплата и др.). Реже практикуют онлайн-шоппинг представители старшего поколения 60+ лет и активные телезрители (не совершали покупок на маркетплейсах 56 и 77% соответственно).
Пока россияне заказывают на маркетплейсах преимущественно непродовольственные товары. По результатам опроса, самая популярная категория товаров на интернет-площадках — одежда и обувь: чаще всего в 2023 г. их заказывал каждый второй из числа имеющих опыт покупок на маркетплейсах (47%). Далее с заметным отрывом следуют товары для красоты и здоровья (23%, среди молодежи 18 — 24 лет — 41%), электроника и бытовая техника (20 и 19% соответственно), детские товары и товары для животных (19 и 17% соответственно). Каждый седьмой опрошенный за последний год чаще всего заказывал продукты питания и товары для хобби и творчества (по 15%), еще 13% — автомобильные товары, 12% — товары для строительства и ремонта. Каждый девятый чаще заказывал товары для дома, в том числе бытовую химию (11%), каждый десятый — книги и канцелярию (10%). Меньшей популярностью пользуются товары для спорта и отдыха (7%), мебель (5%) и ювелирные украшения (2%). Их, по предположению экспертов ВЦИОМ, российские потребители предпочитают увидеть воочию.
Покупательские предпочтения мужчин и женщин на маркетплейсах различаются: в «женской» потребительской корзине можно чаще увидеть одежду и обувь (56% против 35% среди мужчин), детские товары (23% против 12%), товары для красоты и здоровья (32% против 11%), для животных (21% против 11%). В «мужской» — автомобильные товары (23% против 5% среди женщин), электронику (32% против 10%), товары для строительства и ремонта (17% против 8%), для спорта и отдыха (11% против 4%).
Один из явных минусов онлайн-шопинга — невозможность потрогать товар, оценить его качество. Чтобы нивелировать этот недостаток, продавцы все чаще уделяют внимание визуальному контенту — инфографике, изображениям, видео и подробному описанию товара. Впрочем, как показывает опрос, визуальная составляющая — далеко не главный критерий выбора товара на маркетплейсе, таковыми являются отзывы других покупателей и стоимость товара (65 и 52% соответственно в группе имеющих опыт покупок на маркетплейсах за последний год).
Около четверти опрошенных в первую очередь обращают внимание на подробное описание товара (27%) и наличие удобных пунктов выдачи (23%), в то время как каждый пятый признался, что падок на скидки и акции (19%). Далее примерно с одинаковой частотой звучали такие варианты, как срок доставки (17%), общий рейтинг магазина (16%), возможность возврата товара (15%) и качество его фотографий (13%).
В самой старшей возрастной когорте (60+) рейтинг критериев выбора товаров возглавила цена (49%), тогда как отзывы важны только для 43% в этой группе (против 65% среди всех опрошенных). Молодые россияне 18 — 24 лет, напротив, чаще склонны перед покупкой изучать отзывы (78%) и смотреть на рейтинг продавца (31% против 16% среди всех опрошенных), тогда как акции и скидки важны лишь для 8% (против 19% по выборке).
В условиях высокой конкуренции продавцы на маркетплейсах нередко прибегают к маркетинговым уловкам, предоставляя постоянным клиентам персональные скидки и начисляя баллы и бонусы за отзывы и покупки. Сколько бы они ни старались заручиться лояльностью покупателей, аналитики ВЦИОМ полагают, что это удается не всегда. Причина тому — потребительские предпочтения российской аудитории маркетплейсов. Как показал опрос, россияне, имеющие недавний опыт покупок на маркетплейсах, в большинстве своем склонны делать заказы у разных продавцов (73%), и только каждый четвертый — у проверенных магазинов, где уже есть опыт покупок (25%).