В прошлом номере «ЭЖ» в статье «Законы рынка. Развитие промпроизводства тормозит отсутствие спроса» мы говорили с экспертами о том, почему спрос на отечественную продукцию растет недостаточно активно. Также мы задали специалистам вопрос: что нужно, чтобы подстегнуть спрос на российские товары? Публикуем ответы.
Ольга Борисова, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве РФ
Для роста спроса на отдельные виды отечественной продукции необходимо: продолжать стимулировать отрасли за счет государственных закупок, предусмотреть льготное кредитование для кампаний, модернизирующих технологии и бизнес-процессы, проводящих НИОКР, выдачу льготных кредитов (на 1-2 года) потребителям продукции. Определенный результат могут принести схемы адресного привлечения отдельных обрабатывающих компаний к реализации государственных программ и реклама их деятельности в рамках проектов. При этом не стоит забывать о традиционных тематических выставках, на которых регулярно заключается большое количество контрактов. На них следует активно привлекать и потребителей продукции, чтобы они могли ознакомится с представленных образцами и ассортиментом компаний.
Наиболее важной мерой поддержки для компаний аутсайдеров должна стать программа, направленная на развитие и совершенствование качества продукции.
Дмитрий Полусуров, экономист
Для ускорения экономического роста простых решений не просматривается, а непростые лежат в геополитической плоскости и находятся за пределами текущих приоритетов государства. Тем не менее, решение могло бы быть связано с социальной составляющей – дополнительная индексация пенсий и создание программ пособий с более мягкими критериями, в том числе для молодых семей.
Надежда Капустина, д.э.н., профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ
Для того, чтоб подстегнуть спрос на свои товары отечественным производителям необходимо должным образом готовиться к выходу на отечественный рынок и изучать его. В частности, в отношении продуктов питания –изучать упаковку товара, ее размер, порционность к которой привык потребитель. Развитию описанных выше компетенций у отечественных производителей может способствовать:
1. Повышение уровня образования отечественных производителей в области продвижения своей продукции на рынок.
2. Осознание отечественными производителями необходимости использования услуг профессиональных маркетологов.
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global
Чтобы подстегнуть внутренний потребительский спрос сначала необходимо опустить ключевую ставку рефинансирования до приемлемых значений, примерно в 2 раза. Рост реальных доходов россиян также должен подстегнуть расходы домохозяйств и потребительский спрос. Снижение инфляционного давления на экономику также приведет к росту внутреннего потребления и спроса. Попробовать сделать российские товары более конкурентоспособными на внутреннем рынке за счет их стоимости. Для этого можно увеличить налоговую нагрузку на импортеров таких же товаров за счет дополнительных ввозных пошлин, но в данном вопросе нужно работать аккуратно и привлекать ФАС, чтобы вслед за импортными товарами не подорожали и российские.
Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «Четра»
Мы видим большую заинтересованность потребителей в дорожно-строительной технике ЧЕТРА. Наша доля рынка растет устойчиво последние 6 лет. Доля рынка, занимаемая нашим брендом, увеличилась с 8% в 2018 году до 18% в 2023-м. За этот период реализовано более 2,5 тысяч единиц техники, причем, в текущем году почти в 4 раза больше машин, чем в 2018.
Основным драйвером спроса является наличие объемов работ у наших конечных потребителей, а также источники финансирования приобретения нового оборудования. Инструментами стимулирования могут быть новые государственные заказы на крупные строительные объекты странового масштаба. А также субсидии лизинговым компаниям на приобретение отечественного оборудования.