Такое заключение делают эксперты ВТБ на основе аналитических данных Frank RG.
Согласно оценке ВТБ, в феврале российские банки выдали физлицам на покупку автомобилей порядка 170 млрд руб. Этот результат на 28% превысил итоги января и стал историческим рекордом за отдельно взятый месяц. ВТБ обеспечил четвертую часть прироста рынка, предоставив физлицам автокредиты на 37,4 млрд руб. Это, отмечают аналитики ВТБ, максимальный объем продаж для отдельного банка за все время наблюдений.
Всего с начала 2024 г. физлица получили на покупку автомобилей свыше 302 млрд руб. — почти в два раза больше, чем в январе — феврале прошлого года.
В ВТБ за январь — февраль автокредиты получили 48,5 тыс. заемщиков на общую сумму 64 млрд руб. Результат в 4,4 раза по количеству и в 4,8 раза по объему превысил итоги за два месяца 2023 г. Регионами-лидерами по объему выдач традиционно выступают Москва и область — здесь с начала года заемщики получили в ВТБ на покупку транспорта 15,3 млрд руб. На втором месте — Санкт-Петербург с Ленинградской областью (около 4,9 млрд руб.). Топ-5 замыкают Ростовская область (4,8 млрд), Краснодарский край (2,9 млрд) и Республика Татарстан (2,4 млрд).
В ВТБ констатируют, что он сохраняет первое место в России по объему выдач автокредитов. За 2023 г. рыночная доля банка по этому показателю выросла почти в три раза — до 20%. ВТБ также стал лидером по приросту портфеля автокредитов, увеличив его почти на 135,5 млрд руб. Это составило около 20% от прироста всего рынка. В 2024 г. банк продолжает наращивать свои позиции в сегменте. По итогам февраля его доля по объему выдач автокредитов достигла 22%, увеличившись на 2 п.п. с начала года, по портфелю — на 1 п.п., до 13,5%.
«В этом году российский рынок автокредитования растет гораздо более быстрыми темпами, чем обычно. На динамику влияют сразу несколько факторов: планомерное восстановление авторынка, государственная поддержка и развитие стимулирующих программ производителей, которые обеспечивают приемлемые для заемщиков ставки по кредитам, что особенно актуально в условиях жесткой политики регулятора. При этом ВТБ растет значительно быстрее рынка: в феврале мы нарастили продажи автокредитов на 38% к уровню января — до 37,4 млрд руб. Этот результат стал абсолютным рекордом за отдельно взятый месяц не только для нашего банка, но и для рынка в целом», — комментирует вице-президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж авто Владимир Высоцкий.
По данным банка, средняя сумма одного автокредита продолжает расти. По итогам февраля в сегменте новых машин он составил 1,65 млн руб., увеличившись на 2% за месяц. На рынке подержанных авто средний чек достиг 1,32 млн руб. (+6% к значению по итогам января).
Аналитики ВТБ отмечают, что основная активность заемщиков все еще концентрируется на рынке автомобилей с пробегом, в то же время возобновился рост доли новых машин. По итогам февраля в структуре выдач ВТБ на авто с пробегом пришлось 72% его клиентов, тогда как месяцем ранее — 76%. Наибольший интерес заемщиков по-прежнему вызывают подержанные Kia (11,6% от общего количества сделок в сегменте подержанных машин). Топ-3 марок замыкают Hyundai (10,4%) и Lada (10,2%). Клиенты, купившие новые автомобили, чаще делали выбор в пользу китайских машин — главным образом, марки Changan (28,4% сделок).
«Помогать клиентам в реализации финансовых целей — один из главных приоритетов ВТБ. В этом году на фоне восстановления авторынка мы ждем увеличения интереса к новым авто, поэтому фокусируемся на развитии инструментов для первичного рынка — например, с начала марта в Москве, Санкт-Петербурге и областях нашим клиентам стал доступен сниженный первый взнос при покупке машины у дилера. Клиентоориентированный подход и внимательная работа с партнерами позволяет нам активно развиваться и сохранять лидирующую позицию на рынке, — говорит начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.
Кроме того, по результатам февраля в «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) спрос заемщиков превысил показатели за аналогичный период 2023 г. на 25%. Однако его эксперты указывают, что если количество поступивших заявок на автомобили с пробегом выросло всего на 5%, то спрос на новые машины увеличился в 1,8 раз. Как и в ВТБ, чаще всего заемщики «Открытие Авто» оформляли кредиты на машины с пробегом (53% заключенных договоров). При этом по объемам продаж лидирует сегмент новых авто — 55% выдач. Средний размер одного автокредита в банке «Открытие» по итогам февраля составил 1,88 млн руб. (+6% по сравнению с январем), в том числе 2,18 млн руб. — на новую машину и 1,62 млн руб. — на автомобиль с пробегом. В Топ-5 новых авто, покупаемых в кредит, вошли марки Chery, Jetour, Lada, Geely и Haval. В целом в этом сегменте 81% кредитных сделок и 78% выдач по итогам февраля пришлось на машины из КНР. В сегменте авто с пробегом чаще всего в кредит оформляли машины брендов Kia, Lada, Hyundai, Toyota и Nissan.
Еще один банк группы ВТБ — РНКБ — в феврале выдал более 250 кредитов на приобретение автомобилей на сумму почти 350 млн руб., что превышает показатели за аналогичный период прошлого года в 1,6 раза. Наибольшим спросом заемщиков в Крыму пользовались новые машины. На их покупку РНКБ в феврале предоставил клиентам 150 кредитов почти на 215 млн руб. Средняя сумма кредита на новые авто в регионе составила 1,43 млн руб., говорится в сообщении ВТБ.