Какой средний срок владения автомобилем в России

| новости | печать

Аналитики констатируют, что этот показатель существенно увеличился.

Согласно данным, озвученным экспертами агентства «АВТОСТАТ» в ходе онлайн-эфира «АВТОСТАТ оперативка. Оперативные данные по авторынку России. Итоги февраля 2024 г.», по итогам 2023 г. средний срок владения легковым автомобилем в нашей стране составил 7,1 г.

В зависимости от марки автомобиля средний срок его владения может отличаться. Например, у LADA он составляет 8,4 г., у прочих массовых брендов — 6,8 г., а у премиальных — 5,5 г. Но во всех случаях, отмечают эксперты агентства, наблюдается тенденция увеличения этого показателя. Так, в 2022 г. он составлял 6,8 г., а теперь преодолел отметку в семь лет.

Комментируя озвученные данные, директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков отметил, что они развенчивают устойчивый миф о том, что средний срок владения автомобилем в России составляет три — пять лет.

«В среднем по рынку он сейчас где-то порядка семь лет. То есть кто-то, конечно, продолжает менять машину каждые три — пять лет, но кто-то настроен — только через 15 — 20 лет. Раньше этот срок был намного ниже, люди чаще меняли автомобили. А сегодня из-за роста цен автомобили превратились в инвестиционный продукт, который помогает владельцу сберечь денежные средства…».

Аналитики агентства поясняют, что за основу для расчетов среднего срока владения эксперты берут данные по машинам, которые были перепроданы в первый раз, после их покупки новыми.

«Приведенные нами данные позволяют видеть и выделить наиболее характерные периоды на рынке, когда срок владения сокращался или наоборот рос, — рассказал исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. — Возьмем, к примеру, пандемийный 2020 г. Понятно, что у автовладельцев не было возможностей для смены автомобилей — и люди держали их дольше. Мы видим, как в массовом сегменте средний срок владения в пандемию вырос с 6,4 до 6,6 г.».

Следующий характерный период, который выделил С. Удалов, это 2021 г.

«В 2021 году начали расти цены, и мы видим, что срок владения начал сокращаться. То есть в 2021-м и 2022-м — в годы активного роста цен — многие пытались опередить этот рост и решались поменять машину как можно раньше. В результате в том же 2021 г. срок владения автомобилем начал снижаться. По LADA этот показатель снизился с 8,2 до 8,1 г., по массовым иномаркам — с 6,6 до 6,5 г., по «премиалке» — с 5,5 до 5,4 г. В 2022 г., когда происходила серьезная перестройка рынка и продолжался рост цен, покупатели тоже пытались обогнать его и поменять машину даже раньше, чем планировали («потому что дешевле уже не будет»)… И мы видим, что по массовым иномаркам средний срок владения снизился до 6,4 г. По премиальным — снижение еще больше (до 5,2 г.), потому что в этом сегменте больше людей, которые могут позволить себе чуть раньше купить машину… А вот ситуация с «ладами» в 2022 г. сложилась иная. По ним срок владения, наоборот, вырос (до 8,3 г.). Владельцы «лад» уже увидели, что при таких рыночных ценах они не могут поменять свои машины, и срок владения по ним стал расти. По 2023 г. уже и многие владельцы массовых иномарок, и премиальных вслед за обладателями «лад» заняли позицию выжидания. И сроки владения автомобилями стали снова расти», — сообщил эксперт агентства «АВТОСТАТ».