По итогам февраля аналитики продолжили объяснять динамику рынка микрозаймов усилиями Банка России по его охлаждению.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 2 тыс. микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, передающих ему сведения, в феврале 2024 г. количество микрозаймов (или «займов до зарплаты» — до 30 тыс. руб.) составило 2,94 млн единиц, сократившись по сравнению с предшествовавшим месяцем на 2,3% (в январе 2024 г. — 3,01 млн).
Эксперты НБКИ отмечают, что выдача «займов до зарплаты» сокращается второй месяц подряд.
В регионах РФ наибольшее количество микрозаймов в феврале текущего года было выдано в Москве (170,8 тыс. единиц), Московской области (142,7 тыс.), Краснодарском крае (117,8 тыс.), Республике Башкортостан (99,4 тыс.) и Свердловской области (96,2 тыс.).
Среди 30 регионов — лидеров в данном сегменте розничного кредитования по сравнению с предшествовавшим месяцем самое существенное сокращение выдачи микрозаймов в феврале 2024 г. аналитики НБКИ зафиксировали в Ханты-Мансийском АО (–4,8%), Омской (–3,7%) и Архангельской (–3,6%) областях, Республике Татарстан (–3,3%) и Оренбургской области (–3,0%). В то же время в некоторых регионах данный показатель немного вырос, в том числе, в Ставропольском (+0,6%) и Алтайском (+0,2%) краях, а также в Республике Саха (Якутия) (+0,1%). В Москве и Санкт-Петербурге количество микрозаймов в феврале сократилось на 2,8 и 1,5% соответственно.
«После сезонного роста в конце прошлого года в последующие два месяца выдача микрозаймов сокращалась. При этом в феврале данный показатель вернулся на уровень ниже 3,0 млн выданных “займов до зарплаты”. Стабилизация выдачи микрозаймов в последнее время во многом объясняется действиями регулятора по охлаждению микрофинансового рынка. В прошлом году были введены макропруденциальные лимиты в части долговой нагрузки заемщиков и снижена максимально возможная процентная ставка по микрозаймам. Упомянутые меры привели к сокращению выдачи “займов до зарплаты”, прежде всего гражданам с высокой долговой нагрузкой», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.