А также сколько россиян верят в такую перспективу, показало исследование о пользовании банковскими продуктами, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Опрос ВЦИОМ выявил, что за последний год восемь из десяти россиян (83%) пользовались теми или иными банковскими продуктами, среди россиян до 45 лет — более 90% (18 — 24 лет — 91%, 25 — 44 лет — 92%). Чаще всего речь идет о дебетовых (в том числе зарплатных) картах, ими пользовались 57%. В топ-3 вошли также денежные переводы (38%) и кредитные карты (22%). Еще 15% использовали кредиты на любые цели, 7% — ипотеку, 4% — валютные операции. То есть, констатируют авторы опроса, в основном речь идет о расчетно-кассовых и кредитных услугах.
Заметно реже россияне обращаются к накопительным и инвестиционным банковским продуктам: сберегательные депозиты (13%), пенсионные программы (9%), депозиты до востребования (5%). Еще 7% за последний год пользовались услугами страхования.
Эксперты ВЦИОМ отмечают, что на интерес к тем или иным банковским предложениям заметно влияет прежде всего возраст опрошенных, а точнее — финансовые потребности и цели на разных жизненных этапах. Экономически активная, трудоспособная часть населения активнее пользуется дебетовыми картами (в группе 18 — 44 лет — 68—71%, 45 — 59 лет — 60% против 35% в группе старше 60 лет).
Кредитные продукты также популярнее у экономически активной части россиян. Но молодежь до 24 лет предпочитает кредитные карты (30%), а не кредиты (10%). Одно из объяснений — потребность в удобном инструменте платежей и доступе к кредиту на короткий срок, чтобы удовлетворить текущие потребности. Также 18 — 24-летние чаще других используют валютные операции (14% против 4% среди всех россиян). Это, полагают аналитики ВЦИОМ, может быть связано с покупками на зарубежных интернет-платформах.
Россияне постарше (25 — 59 лет) также в целом активно пользуются кредитными картами (26—28%), но они чаще других берут кредиты на любые цели (25 — 34 лет — 25%, 35 — 44 лет — 19%, 45 — 59 лет — 16%) и ипотеку (13—14% среди 25 — 44-летних). На этой жизненной стадии люди начинают самостоятельно зарабатывать, создают семью и часто сталкиваются с новыми финансовыми обязательствами, такими как покупка недвижимости или траты на среднесрочные и долгосрочные цели. Поэтому они больше интересуются кредитами и ипотекой, которые обеспечивают ресурсы для финансирования таких целей. В старшей группе кредиты и кредитные карты имеют не более 9%, а ипотеку — менее 1%.
Популярность денежных переводов максимальна среди молодых россиян до 24 лет (52%), с возрастом она снижается, в группе старше 60 лет ими пользуются 24%. По предположению авторов опроса, молодежь в силу близости к технологиям активнее прибегает к интернет-банкингу и быстрее осваивает его возможности. Единственный продукт, которым чаще других пользуются представители старшей когорты, — это пенсионные программы, их отметил каждый пятый в этой группе (20% против 9% среди всех россиян).
Россияне с низким уровнем доходов чаще пользуются кредитными картами (25% против 19% в группе с высокими доходами) и кредитами на любые цели (21% против 14%).
Современные технологии и развитие электронной коммерции сделали платежные карты популярными и удобными средствами для подавляющего большинства финансовых операций. Конкуренцию им пока еще составляют наличные средства, но уже скоро в игру вступит третий игрок — цифровой рубль. Сегодня банковскими картами пользуются девять из десяти россиян (89%), в старшей возрастной группе — семь из десяти (73%). Согласно самооценкам россиян, за последние четыре—пять лет 57% стали активнее использовать банковские карты для оплаты товаров и услуг, еще четверть расплачивались ими так же, как и раньше (25%); 7% сообщили, что стали пользоваться ими реже.
Не пользуется банковскими картами каждый десятый россиянин (11%), в старшей возрастной группе — каждый четвертый (25%). Чем меньше размер населенного пункта, тем выше процент не пользующихся банковскими картами (19% среди сельчан против 5% среди жителей обеих столиц и городов-миллионников). Показатель также заметно выше среди активных телезрителей (41% против 3% среди тех, кто предпочитает интернет) и граждан с образованием на уровне среднего специального и ниже (15—19% против 5% в группе с незаконченным высшим и высшим).
Причины роста популярности банковских карт кроются прежде всего в удобстве их использования в повседневной жизни — 78% (проще, легче — 68%, везде принимают — 7%, оплата транспорта, привычка, экономия времени). Второй фактор — финансовые преимущества и дополнительные возможности — 25% (бонусы, кешбэк — 7%, оплата в интернете — 7%, современные технологии — 6%, быстрая оплата, онлайн-переводы — по 2%, кредитные карты / кредиты — 1%).
Еще одна причина — преимущества карт в сравнении с бумажными деньгами — 17% (не нужно носить кошелек, занимают мало места — 6%, безопасно и надежно — 4%, нет проблем со сдачей, не будет мелочи — 3%, трудности со снятием наличных в банкоматах — 2%, более удобный контроль расходов, бесконтактная оплата).
В некоторых случая активное использование карт в последние годы связано с тем, что люди получают на банковскую карту различные выплаты — 15% (получаю на карту зарплату, пенсию, пособия, стипендию — 11%, нет наличных, деньги на карте — 3%, появились деньги, вырос доход — 1%).
Экспертам ВЦИОМ примечательно, что реже использовать карты начинают вынужденно — 46% ответов в этой группе (мало, нет денег — 16%, процедура банкротства — 9%, по состоянию здоровья или в силу возраста — 7%, нет терминалов для оплаты — 6%, нет возможности использовать карту — 5%, получение зарплаты или пенсии наличными — 5%).
Часть ответов касалась привычки, желания или удобства использования в расчетах именно наличных — 39% (нравится наличными — 18%, нет необходимости — 16%, привычка — 3%, не хочу пользоваться картой — 2%). В отдельных случаях фактором отказа от частого использования карты стало недоверие банкам и безналичным операциям — 18% (много мошенников — 8%, недоверие банкам — 7%, боязнь потери карты — 3%).
Россияне чаще верят, чем не верят, что в ближайшие 20 лет безналичная оплата полностью вытеснит бумажные деньги. Сценарий, при котором уже через два десятилетия люди будут пользоваться только банковскими картами или другими видами платежей, кажется реальным 54% опрошенных. Чаще других с таким развитием событий соглашается молодежь 18 — 24 лет (60%), столичные жители и жители городов-миллионников (62 и 63% соответственно). Не верят в подобный исход 37% наших сограждан.
«По-видимому, рост популярности безналичных платежей и электронных систем оплаты в последние годы создал предпосылки для веры в возможность полного вытеснения бумажных денег. С развитием цифровых технологий и повышением удобства электронных платежей люди все чаще отказываются от использования наличных денег и не видят причин для массового возврата к бумажным купюрам», — заключают авторы опроса ВЦИОМ.