Аналитики вновь отмечают, что на рост выдачи таких кредитов влияет, в частности, стремление граждан успеть купить новые автомобили до 1 апреля, когда изменится порядок начисления утилизационного сбора.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 3 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, количество выданных кредитов на приобретение новых автомобилей в феврале 2024 г. составило 80,0 тыс. единиц, или 77,5% об общего числа выданных автокредитов. Эксперты НБКИ отмечают, что это максимальная доля новых авто за последний год и, соответственно, минимальная — для автомашин с пробегом (22,5%). При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число кредитов на новые автомобили выросло на 129,9% (в феврале 2023 г. — 34,8 тыс. единиц), а доля — на 18,3 п.п. (в феврале 2023 г. — 59,2%).
В свою очередь по сравнению с предшествовавшим месяцем количество выданных кредитов на покупку новых автомобилей в феврале 2024 г. увеличилось на 30,1% (в январе 2024 г. — 61,5 тыс. единиц), а их доля на 0,7 п.п. (в январе 2024 г. — 76,8%).
При этом среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам составляет 685 баллов при минимальном значении 1 и максимальном — 999 баллов.
«Доля выданных кредитов на новые автомобили растет почти постоянно с лета 2023 г. Такая динамика объясняется ростом продаж новых авто и, соответственно, увеличением выдачи автокредитов на их приобретение. В свою очередь спрос на приобретение б/у автомобилей постепенно снижается. На рост выдачи автокредитов сейчас также влияет приближение 1 апреля, когда изменится порядок начисления утилизационного сбора. В этой связи граждане пытаются успеть приобрести новые автомобили до упомянутой даты. Среди других факторов стоит выделить всевозможные акции и скидки от дистрибьюторов, которые пытаются сократить затоваренность собственных складов. При этом стоит отметить, что кредиты на приобретение любых автомобилей (новых или подержанных) продолжают предоставляться банками в основном тем заемщикам, чей Персональный кредитный рейтинг находится на приемлемом уровне», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.