Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты соответствующего опроса россиян.
Исследование ВЦИОМ показало, что в целом новинки автомобильного рынка представляют потенциальный интерес для каждого четвертого россиянина (25%), таков процент планирующих покупку автомобиля для личного или семейного пользования в обозримом будущем. В течение года обзавестись новым авто собираются 7% наших сограждан, в ближайшие два—три года — 11%, через четыре—пять лет — еще 7%. При этом семь из десяти опрошенных ответили, что не планируют приобретать транспортное средство в ближайшие один—пять лет (71%). Менее актуальны и, как полагают авторы опроса, менее доступны такого рода покупки для представителей старшего поколения (89%) и группы с наименьшими потребительскими возможностями — для тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое (80%).
Типичный россиянин, планирующий в течение одного—пяти лет приобрести автомобиль, — мужчина (30% против 22% женщин), младше 35 лет (18 — 24 лет — 46%, 25 — 34 лет — 40%), с хорошим или средним материальным положением (32 и 26% соответственно) и проживающий в городе-миллионнике или городе с населением 500 — 950 тыс. человек (35 и 33% соответственно).
Чтобы проверить «силу» китайских брендов, респондентам было предложено выбрать до трех наиболее привлекательных марок автомобилей любых стран. Согласно полученным результатам, на сегодняшний день «китайцы» сильно проигрывают не только «японцам» и «немцам», но и отечественному автопрому. Последние три примерно в равной степени привлекают наших сограждан: японский автомобиль хотели бы приобрести 36%, российский — 33%, немецкий — 32%. Каждый пятый предпочел бы автомобиль корейского производства (22%), каждый седьмой — китайского (14%). Менее привлекательными для россиян оказались американские (6%) и европейские (за исключением немецких — 4%) машины.
В группе тех, кто планирует приобрести автомобиль в ближайшем будущем, наметился явный лидер: почти каждый второй из числа потенциальных покупателей выразил желание ездить на «японце» (47%). Немецкие автомобили заняли почетное второе место (42%), тогда как третью строчку разделили автомобили российского (30%) и корейского (29%) производства. Владеть китайским автомобилем хотел бы каждый пятый в этой группе (19%).
Россиян 18 — 35 лет заметно чаще привлекают «немцы» (48% против 26% среди опрошенных старше 35 лет), «японцы» (45% против 33%), «корейцы» (27% против 20%) и даже «американцы» (10% против 4%). При этом чем старше респондент, тем выше готовность поддержать отечественный автопром: в группе 18 — 24-летних российские автомобили назвали 29% опрошенных, среди представителей старшего поколения — на 10 п.п. больше (39% среди 60+). Чаще других ездить на отечественном транспортном средстве хотели бы также жители российской глубинки — городов с населением до 100 тыс. человек и сел (по 40%).
Исследование ВЦИОМ показало, что эмоции в отношении китайского автопрома пока могут выразить немногие. В общей сложности более половины россиян смогли дать содержательный ответ на вопрос о том, какие чувства у них вызывают автомобили из Поднебесной, однако вместо эмоций как таковых в большинстве своем в ответах звучали продуктовые характеристики «китайцев» (58%). Доля положительных и отрицательных коннотаций примерно одинакова (27% против 26%). В числе позитивно окрашенных эпитетов — хорошие, молодцы (11%), красивые (6%), качественные/надежные, доступные, технологичные/продвинутые (по 4%), комфортные, удобные (2%); в числе негативных — противоположные по смыслу: некачественные / ненадежные / ломаются (16%), не нравятся (8%), дорогие (5%). Еще 6% россиян остались безразличными к автомобилям китайских марок.
Эксперты ВЦИОМ констатируют, что восприятие «китайцев» обусловлено автомобильными предпочтениями. Те, кто выбирает их даже при наличии других марок на рынке (доля группы — 14%), ожидаемо чаще хвалят китайские авто (положительные / нравятся / доволен / хорошие / молодцы — 24%, дешево / доступно / цена соответствует качеству — 19%, доверие / качественные / надежные — 14%, красивые / достойный дизайн / хорошо выглядят — 13%).
На основе полученных ответов аналитики ВЦИОМ выделяют четыре ключевых преимущества «китайцев»: доступность в широком смысле — в плане цены (дешевле других — 15%) и присутствия на отечественном рынке (легко купить — 7%, доступность в обслуживании / наличие запчастей — 5%, разнообразие моделей — 4%), внешний вид (10%), технологичность (13%, в том числе: много функций, опций / напичканы электроникой — 9%, быстро совершенствуются — 4%), высокое качество и комфорт (10%, в том числе: комфортные/удобные — 4%, надежные/выносливые — 3%, качество сборки, материалов — 3%, хорошие двигатели, подвеска, техника — 2%).
Ключевой недостаток автомобилей китайских марок в представлении россиян — низкое качество (37%): более четверти опрошенных отмечают их недолговечность (28%), реже звучат такие варианты ответа, как плохой металл, слабое лакокрасочное покрытие (7%), слабая техническая составляющая и электроника (7%).
Чуть меньше половины опрошенных затруднились назвать сильные и слабые стороны китайцев (44 и 45% соответственно), не видят таковых еще 12 и 4% соответственно.
У россиян, планирующих покупку транспортного средства в ближайшие годы (доля группы — 25%), по предположению авторов опроса, сложилось неоднозначное представление о китайских марках автомобилей. С одной стороны, они чаще остальных видят преимущества «китайцев», отмечая их доступную цену (25% против 15% среди всех опрошенных), красивый дизайн (17% против 10%) и обилие опций (16% против 9%). С другой стороны, они чаще ругают их за недолговечность и быструю поломку (35% против 28% среди россиян в целом).
Эксперты ВЦИОМ делают вывод, что хотя Китай семимильными шагами завоевывает отечественный рынок, пока ему не под силу завоевать сердца российских автолюбителей. Вероятно, полагают авторы опроса, это требует не только времени, но и более обстоятельного бренд-менеджмента. Поэтому для китайских автопроизводителей важно не только предложить качественный продукт по доступной цене, но и сформировать положительный имидж, способствующий постепенному повышению лояльности к брендам.