По оценке ВТБ, основанной на аналитических данных Frank RG, в этот период российские банки выдали физлицам на покупку автомобилей максимальные в истории 220 млрд руб.
В банке отмечают, что приведенная выше цифра почти на 30% превышает итоги февраля и более чем в два раза — прошлогоднего марта. ВТБ обеспечил четвертую часть прироста рынка, предоставив клиентам автокредиты на 56,5 млрд руб.
Всего за январь — март россияне получили на покупку автомобилей свыше 520 млрд руб. — в два раза больше, чем год назад. В ВТБ в I квартале автокредиты получили 88,6 тыс. заемщиков на 120,6 млрд руб. Результат в 4,8 раза по количеству и более чем в пять раз по объему превысил итоги за сопоставимый период 2023 г.
Каждую пятую сделку банк провел в Москве и области, где клиенты оформили автокредиты почти на 30 млрд руб. В тройку регионов — лидеров по активности заемщиков также вошли Санкт-Петербург с Ленинградской областью (около 6,3 тыс. сделок на 9,5 млрд руб.) и Ростовская область (5,7 тыс. сделок на 9,2 млрд руб.).
Эксперты ВТБ констатируют, что основной спрос заемщиков по-прежнему сфокусирован на рынке машин с пробегом, в то же время на фоне наполнения авторынка новыми брендами растет доля новых транспортных средств. По итогам марта в структуре выдач ВТБ на подержанные авто пришлось 69% против 74% в начале года. Наибольший интерес заемщиков, предпочитающих машины с пробегом, вызывают корейские и российские бренды. Клиенты, приобретающие новые авто, чаще делают выбор в пользу китайских машин.
Другой банк группы ВТБ — РНКБ — в марте выдал свыше 300 кредитов на приобретение автомобилей более чем на 450 млн руб., что на 20% по количеству и 30% по объему превышает результат февраля. Всего в I квартале 2024 г. РНКБ выдал около 760 автокредитов на 1 млрд руб. (рост к сопоставимому периоду 2023 г. на 50% по количеству и на 75% — по объему). Основным спросом клиентов в Крыму в январе — марте пользовались новые машины (около 55% сделок).
«В I квартале спрос россиян на автокредиты стал максимально высоким в истории рынка. В январе — феврале катализаторами выступили сезонные акции и скидки на новые автомобили, которые в этом году были гораздо привлекательнее, чем обычно. Интерес клиентов подогревали и совместные программы банков и производителей за счет возможности получить низкую ставку и первый взнос. В марте мощный импульс рынок получил на фоне ожидаемого роста цен из-за новых условий начисления утильсбора: многие заемщики спешили провести сделку до вступления их в силу. На этом фоне рынок автокредитования установил новый рекорд по выдачам, которые, по нашей оценке, составили порядка 220 млрд руб. Локомотивом сегмента по-прежнему выступает ВТБ. За три месяца года доля банка по объему выдач автокредитов, по нашей оценке, увеличилась более чем на 0,7 п.п. и по итогам марта превысила 25,9%», — прокомментировал вице-президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж авто Владимир Высоцкий.
Он добавил, что с учетом высокой концентрации спроса клиентов в I квартале в ближайшие месяцы рынок автокредитования может «остудиться». Тем не менее постепенное восстановление авторынка, развитие совместных программ банков и производителей, господдержка, а также ужесточение риск-политики по необеспеченным потребительским кредитам, которая сместила спрос физлиц в сторону залоговых инструментов, по итогам 2024 г. обеспечат сегменту новый рекорд, прогнозирует эксперт.