Однако в ряде регионов ситуация катастрофическая, констатирует Российский союз автостраховщиков.
Согласно оценочным данным Российского союза автостраховщиков (РСА), доля незастрахованных по ОСАГО автовладельцев в целом по РФ по итогам 2023 г. составила 8,3% (годом ранее она составляла 9,6%). При этом в Республике Ингушетия доля водителей без ОСАГО в прошлом году, по экспертной оценке, составила 77,8%, в Чеченской Республике — 60,7%. Такая доля незастрахованных по ОСАГО водителей в этих регионах ущемляет интересы добросовестных автовладельцев, приобретающих полисы обязательной «автогражданки»: в случае аварии не по их вине им с большой вероятностью придется взыскивать ущерб с виновника ДТП в гражданском порядке, что долго, дорого и далеко не всегда заканчивается получением достаточной компенсации. Об этом сообщил президент РСА Евгений Уфимцев.
Он пояснил, что в 2023 г. РСА был проведен анализ объема компенсационных выплат, выплаченных по ответственности незастрахованных причинителей вреда в ДТП за последние пять лет, и выполнена оценка его доли в общем объеме страховых и компенсационных выплат, осуществленных в счет возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших. При этом учитывались только те субъекты, в которых за анализируемый промежуток времени количество компенсационных выплат, выплаченных по ответственности незастрахованных причинителей вреда в ДТП, в среднем составило более 30 единиц в год. Полученные экспертные оценки показывают, что в целом по стране отмечается снижение доли незастрахованных по ОСАГО автовладельцев. Справедливость таких оценок подтверждается также и ростом на 3% числа заключенных договоров ОСАГО по итогам прошлого года.
В ряде регионов долю автовладельцев без полисов ОСАГО в РСА характеризуют как незначительную. Так, в Республике Татарстан в 2023 г. она оценена в 0,9%, в Самарской области — 1,6%, Москве — 1,8%.
В то же время в ряде регионов доля автовладельцев без ОСАГО огромна. Так, помимо Республики Ингушетия и Чеченской Республики, по экспертной оценке, более трети всех автовладельцев не приобретают полисы ОСАГО в Республике Северная Осетия-Алания (38,5% водителей без ОСАГО в 2023 г.) и Республике Дагестан (34,4%).
Эксперты РСА не могут также не отметить ситуацию в двух крупных регионах страны — Краснодарском Крае и Ростовской области. Несмотря на то, что по формальным признакам оба субъекта не попадают в топ-10 по доле незастрахованных (по экспертным оценкам — 17,5 и 16,2% водителей без ОСАГО за период с 2019 по 2023 гг.), эти значения аналитики РСА считают весомыми, учитывая, что оба субъекта входят в первую восьмерку по числу заключенных договоров ОСАГО по итогам прошлого года (1,7 млн и 1,1 млн соответственно).
«Такая неоднородная ситуация в регионах говорит о том, что необходим централизованный контроль за наличием полисов ОСАГО, который можно обеспечить проверкой наличия полиса обязательной “автогражданки” при помощи камер. Недопустима ситуация, когда у добросовестного автовладельца вероятность попасть в ДТП, виновник которого не застрахован по ОСАГО, составляет 30—50% и тем более — почти 80%. Если эту проблему не решать, мы в ряде регионов вернемся к разборкам на дорогах из-за аварий в стиле 90-х», — сказал Е. Уфимцев.