В начале текущего года исследовательский холдинг РОМИР провел опрос российских потребителей на данную тему.
Ранее эксперты холдинга писали, что по итогам 2023 г. более половины (51%) проданных новых автомобилей на российском рынке пришлись на бренды китайских производителей. Таким образом, за год китайские авто увеличили свое присутствие на рынке России в 2,7 раза, а за два последних года в 7,3 раза. Однако, несмотря на столь мощную экспансию, знание китайских марок и доверие к ним до сих пор отстает от аналогичных показателей для европейских, японских и корейских конкурентов, что создает барьеры к приобретению.
Анализ ответов респондентов о знании автомобильных марок в целом показал, что только три китайских бренда — Chery, Haval и Geely — начинают приближаться к уровню европейских, корейских, российских массовых брендов по показателям знания спонтанного и с подсказкой. Остальные китайские марки значимо отстают.
Исследование также показало, что китайские бренды воспринимаются в массовом сознании единообразно, несмотря на радикальные отличия в модельных рядах. Даже премиальные китайские бренды не имеют значимо дифференцированного восприятия.
Тем не менее аналитики РОМИР отмечают, что большинство китайских автобрендов ассоциируются у россиян с экономичностью и бережливостью, экологичностью и новаторством. Однако, например, в отличие от ушедших премиальных европейских брендов, которые в первую очередь представлялись россиянам надежными, ни один из китайских брендов не получил подобной оценки. И только марки Exceed, Geely и Haval удостоились характеристики как статусные марки.
Основная причина, почему россияне не считают китайские автомобили надежными, по предположению авторов исследования, кроется в отсутствии опыта долгосрочной эксплуатации. Именно этот факт становится и главным барьером к покупке китайских автомобилей, в чем признались 39% респондентов. Более четверти опрошенных (27%) также заявили о неуверенности в долгосрочной работе официальных дилеров китайских марок авто. Еще четверть (26%) сомневаются в качестве изготовления кузова — деталей и лакокрасочного покрытия. Каждый четвертый (25%) участник опроса опасается низкой ликвидности китайских автомобилей на вторичном рынке.
Старший директор по работе с клиентами холдинга РОМИР Людмила Фукова комментирует результаты исследования: «Не смотря на весомое присутствие на рынке, китайским производителям и дилерам все еще предстоит завоевывать российского потребителя. Необходимо глубже узнавать свою целевую аудиторию, выстраивать коммуникацию, чтобы лучше понять ценности, ожидания, потребности, снять барьеры, развенчать мифы. И в помощь автопроизводителям РОМИР запускает специальное исследование о процессе приобретения нового автомобиля, которое посвящено изучению мнения новоиспеченных владельцев об их новых авто в первые семь месяцев эксплуатации. Первые результаты будут доступны уже в ближайшие месяцы».