Изменилось ли отношение россиян к цифровым услугам

| новости | печать

Соответствующий опрос провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

По результатам апрельского опроса ВЦИОМ, россияне активно пользуются цифровыми «благами»: с той или иной периодичностью к электронным услугам прибегают восемь из десяти наших сограждан (81%), в том числе каждый третий — ежедневно (35%), а каждый пятый — несколько раз в неделю (21%).

Россия по итогам 2022 г. заняла десятую строчку в рейтинге цифровизации госсектора, подготовленном Всемирным банком. При расчете Индекса зрелости государственных технологий (GovTech Maturity Index) учитывались следующие четыре показателя: «Основные государственные системы», «Предоставление государственных услуг», «Вовлеченность населения» и «Институциональное обеспечение». По каждому из них Россия вошла в шорт-лист стран-лидеров, а итоговый Индекс зрелости составил 0,897 балла из 1.

На положительную динамику в этой сфере указывает и активная работа над одной из пяти национальных целей развития страны до 2030 г. По итогам мониторингового опроса ВЦИОМ, НЦ «Цифровая трансформация» лидирует в оценках эффективности реализации на протяжении всего периода измерений.

Типичный ежедневный пользователь цифровыми услугами в России имеет высшее или неоконченное высшее образование (45%) и хорошее материальное положение (44%), проживает в одной из столиц или городе-миллионнике (48 и 51% соответственно) и предпочитает интернет телевидению (53%).

Представители двух «цифровых» поколений — зумеры и миллениалы — полностью оправдывают свое название: доля ежедневных пользователей электронных услуг среди них варьирует от 50 до 66%, тогда как общая доля пользователей колеблется в диапазоне 92—96%. Среди представителей эпохи оттепели (рожденные до 1947 г.) показатель более чем вдвое ниже — 43%, а процент ежедневных пользователей вовсе составляет 4% (то есть, поясняют эксперты ВЦИОМ, находится ниже удвоенной предельной погрешности). О том, что самое старшее советское поколение далеко от современных технологий, свидетельствует авторам опроса и довольно низкая степень пользования гаджетами: по данным недавнего опроса ВЦИОМ, смартфоны есть только у 55% из них (против 86% среди россиян в целом).

По оценкам 85% пользователей электронными услугами, за последние три—пять лет цифровизация повлияла на комфорт в их повседневной жизни, в подавляющем большинстве случаев речь идет о повышении его уровня (81%). Каждый седьмой не заметил ощутимых изменений (14%).

С мнением, что на фоне цифровизации повседневная жизнь стала комфортнее, одинаково охотно соглашается «и стар» (реформенное поколение — 82%, поколение застоя — 77%) «и млад» (зумеры — 81%, младшие миллениалы — 83%, старшие миллениалы — 85%). Гораздо в большей степени ответы варьируют в зависимости от частоты пользования цифровыми услугами: о повышении уровня комфорта говорят 90% ежедневных пользователей, 81—82% — еженедельных (несколько раз / один раз в неделю); в группе тех, кто прибегает к таким услугам всего лишь раз в месяц, показатель опускается до 64%, а в группе самых неохотных пользователей (раз в год) — до 42%.

Топ-3 преимуществ электронных услуг по сравнению с традиционными, по версии россиян, — экономия времени на поездки и ожидание в очередях (53%), возможность совершения покупок / оплаты счетов не выходя из дома (45%) и более широкий выбор товаров и услуг с возможностью сравнить цены (38%). По 28% отмечают удобство пользования и возможность получать услуги в любом месте при наличии доступа к интернету. Каждый седьмой главным преимуществом цифровых услуг назвал возможность быстрой и эффективной связи с представителями компаний и служб поддержки (14%).

Чаще других о возможности получать услуги в любом месте говорят зумеры — поколение, ценящее мобильность и свободу передвижения (43% против 28% среди всех опрошенных).

Такие преимущества, как экономия времени и больший выбор товаров и услуг, объединяют представителей трех младших постсоветских поколений — зумеров (63 и 51% соответственно), младших (65 и 51% соответственно) и старших (60 и 46% соответственно) миллениалов.

В то же время эксперты ВЦИОМ отмечают, что в народном рейтинге недостатков электронных услуг лидируют возможные проблемы с безопасностью данных — 46%. По 40% отмечают невозможность оценить качество товара/услуги до его приобретения и трудности в случае отсутствия интернета илизамечают сбоев в работе системы, каждый пятый — сложности возврата товара / денежных средств (21%). Реже россиян беспокоит невозможность личного общения при получении цифровых услуг и трудности в освоении новых технологий (12%). Впрочем, замечают авторы опроса ВЦИОМ, последняя проблема обходит стороной миллениалов — о ней упомянули только 3—7%.

Затруднились назвать преимущества и недостатки цифровых услуг из предложенного перечня 11 и 12% соответственно, среди активных телезрителей — каждый второй (49 и 51% соответственно). Ожидаемо высокая доля затруднившихся с ответом и в самом старшем поколении — рожденных до 1947 г. (38 и 41% соответственно).