Сделал это по результатам очередного соответствующего опроса Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Опрос ВЦИОМ показал, что сегодня в российском обществе сложились довольно пессимистичные настроения относительно возможности легко найти работу с желаемой зарплатой. Только треть опрошенных (31%) считают, что сделать это скорее легко. В то же время большинство (58%) испытывают сомнения в возможности устроиться на хорошо оплачиваемую должность.
Работающие по найму чаще безработных полагают, что найти работу с подходящим уровнем заработной платы скорее легко (34% против 20%).
Существуют определенные гендерные и возрастные различия в оценках. Мужчины (36%) оптимистичнее смотрят на перспективы трудоустройства с желаемым окладом, чем женщины (27%). А больше всех уверены в возможности найти работу под свои зарплатные ожидания старшие миллениалы (38%), находящиеся на пике своей трудовой активности и карьерного роста. Эксперты ВЦИОМ полагают, что более позитивный взгляд мужчин и лиц 30—40 лет может объясняться их большей конкурентоспособностью на рынке труда, профессиональным опытом и навыками.
Чем выше уровень дохода, тем чаще людям кажется, что существует достаточный выбор вакансий с желаемой зарплатой, среди высокодоходной аудитории так думают 57% (против 16% в группе с низкими доходами). В то же время в противоположной низкодоходной группе подавляющее большинство уверено в невозможности легко найти работу с желаемым уровнем оплаты (79% против 32% в группе с хорошим материальным положением). Такая поляризация мнений, считают авторы опроса, может объясняться разными факторами. Люди с высокими доходами, как правило, обладают более высоким уровнем образования и квалификации, большим опытом, широкими профессиональными связями. Это позволяет им быть более конкурентоспособными и уверенными в своих возможностях на рынке труда.
Говоря о том, как изменился уровень зарплат в последние пару лет, россияне в равной степени отмечают как рост зарплат у большинства наших сограждан (37%), так и отсутствие каких-либо изменений (38%). Гораздо реже звучит мнение о снижении уровня оплаты труда (16%). Иными словами, поясняют аналитики ВЦИОМ, в обществе нет единого мнения относительно изменения уровня зарплат в последние годы. При этом положительная динамика в оплате труда заметно превалирует над отрицательной. С большей уверенностью о росте зарплат говорят старшие миллениалы (41%) и поколение оттепели (47%). Тогда как младшие миллениалы, те, кто с большой долей вероятности находится в начале карьерного пути, в 29% случаев указали на снижение зарплат россиян.
Работающие по найму чаще безработных полагают, что зарплаты россиян в последние годы росли (39% против 27%).
Еще один важный фактор, влияющий на оценку динамики заработных плат в стране, — уровень материального достатка. Чем он выше, тем оптимистичнее настроены опрошенные. «Богатые» почти в два раза чаще граждан с низкими доходами говорят о росте зарплат — 52 и 23% соответственно. Тогда как низкодоходная аудитория в четыре раза чаще видит снижение зарплат (35% против 9% среди высокодоходной аудитории). Такой разброс оценок может объясняться тем, что более обеспеченные люди склонны позитивнее оценивать экономическую ситуацию через призму своего благосостояния. Возможно также, что среди обеспеченных слоев больше тех, чья зарплата действительно росла в последние годы, чего не могут сказать о себе граждане с плохим материальным положением.
Один из индикаторов экономической ситуации — готовность населения к крупным покупкам. Решение о крупной покупке, как правило, основывается на потребительском оптимизме, уверенности в собственном материальном положении и общем оптимистичном восприятии текущей экономической ситуации. Как показал майский замер ВЦИОМ, треть россиян считают, что сейчас хорошее время для совершения крупных покупок (31%), обратного мнения придерживаются 46%. Индекс потребительского доверия[1] достиг максимума за последние десять лет — 44 пункта. В 2014 г. он составлял 52 п., после чего колебался в разные годы в диапазоне 27 — 42 п.
Наибольший потребительский оптимизм сегодня демонстрируют зумеры (41% против 31% среди всех россиян). Это авторы опроса объясняют как меньшим количеством финансовых обязательств (в этой группе, как правило, еще нет семьи, ипотеки, кредитов), так и отсутствием «потребительской памяти». В отличие от старших поколений молодежь не застала периоды серьезных экономических кризисов, что не сформировало у нее устойчивого «посткризисного пессимизма».
Изначальный уровень материального благополучия — главный фактор готовности к крупным покупкам. Каждый второй в группе с хорошим материальным положением считает настоящее время хорошим для таких приобретений, этот показатель в низкодоходной аудитории ниже более чем в три раза (51 и 15% соответственно).
Активность населения в сфере кредитования служит показателем уверенности в перспективах личного материального положения, потребительского оптимизма, а также доверия к финансовой системе и экономике в целом. Больше половины россиян (66%) не уверены, что сегодня хорошее время для оформления кредита. Иначе считают 12%, это меньше в сравнении с прошлым годом на 4 п.п. (2023 г. — 16%). Индекс кредитного доверия[2] в мае составил 28 п., годом ранее он был чуть выше — 31 п., последний раз до 40 п. отметка доходила в 2014 г. После валютного кризиса 2014—2015 гг. он менялся нелинейно, то снижаясь до 19 п. в 2016 г., то увеличиваясь до 31 п. в 2023 г. В целом текущие данные указывают экспертам ВЦИОМ на преобладание осторожности среди россиян в отношении кредитования.
Наибольший кредитный скепсис присущ миллениалам (73—79% против 66% среди всех россиян). Это те, кто, по предположению авторов опроса, несколько чаще сталкивается с потребностью в кредитовании (в том числе в ипотеке) вследствие особенностей своего жизненного периода — создания семьи, приобретения жилья и автомобиля, рождения детей.
Аналитики ВЦИОМ отмечают, что есть несколько возможных причин, почему индексы потребительского и кредитного доверия демонстрируют разнонаправленную динамику в последний год: рост доходов населения, но неготовность при этом брать долговые обязательства; изменение кредитной политики банков (рост процентной ставки); влияние инфляции и другие. В целом на представленные индексы влияют разные факторы. Рост потребительского оптимизма может быть связан с текущей стабилизацией экономики, а осторожность в кредитовании объясняется рисками и недоверием к будущей ситуации с финансовой системой.
Кредитный оптимизм остается довольно сдержанным в том числе и у россиян с хорошим материальным положением — 22% (против 12% среди всех россиян и 5% в группе с плохим материальным положением). Наибольший скепсис демонстрируют граждане с низким уровнем доходов — 79% (против 66% среди всех россиян и 51% в группе «богатых»).
Также авторы опроса указывают, что одним из показателей общего состояния экономики является активность бизнеса, рост предложений товаров и услуг для населения. В условиях экономического роста, стабильности и благоприятного инвестиционного климата предприниматели чувствуют себя увереннее и расширяют бизнес. Четверо из десяти россиян (43%) отмечают, что по месту их жительства за последний год стало больше новых магазинов, кафе, товаров и услуг. Практически столько же (45%) не заметили изменений. На некоторое свертывание предложений для населения со стороны предпринимательского сообщества указали 11%.
Зумеры чаще других замечают в своем населенном пункте открытие новых кафе, магазинов, рост предложения товаров и услуг — 52% (против 43% среди всех россиян).
В небольших городах и сельской местности население чаще замечает рост предпринимательской активности по сравнению с жителями мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург — 30%, населенные пункты с численностью населения до 100 тыс. человек — 51%, село — 44%). Это может быть связано с относительно высоким уровнем насыщения рынка товарами и услугами в мегаполисах, где конкуренция очень высокая, а новые игроки с трудом выходят на рынок. Тогда как в небольших населенных пунктах предприниматели успешнее занимают свободные ниши.
Граждане с хорошим материальным положением чаще видят оживление предпринимательской деятельности — 51% (против 35% среди россиян с плохим материальным положением). Низкодоходная аудитория, напротив, заметно чаще говорит о сворачивании предложений в своем населенном пункте (21% против 6% среди «богатых» россиян), выявил опрос ВЦИОМ.