Результаты такого опроса представляет Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Эксперты ВЦИОМ отмечают, что, по разным оценкам, в 2023 г. доля креативного сектора в ВВП страны с учетом округления варьирует от 3% (Росстат) до 5% (Агентство стратегических инициатив).
Впервые в официальных документах понятие «креативные индустрии» было использовано в России десять лет назад, это был указ Президента РФ об Основах государственной культурной политики. Факт того, что для нашей страны это пока еще новый сектор экономики, подтверждает и слабая информированность о нем россиян: в ходе майского опроса 27% ответили, что в той или иной степени осведомлены о понятии «креативные индустрии», в том числе 23%, что-то слышали, тогда как хорошо знают только 4%. Еще три года назад показатель был значительно выше — 37%. Это, полагают авторы опроса, может быть связано с тем, что 2021 г. был объявлен ООН «Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития». В этой связи внимание СМИ к этой теме и, как следствие, информированность о ней были выше, чем сегодня.
Наибольшую информированность о креативных индустриях демонстрируют жители обеих столиц: 8% знают о них хорошо (против 4% по России в целом), 28% — что-то слышали. В общей сложности москвичи и петербуржцы знают/слышали о креативных индустриях в 1,3 — 1,6 раз чаще жителей других городов. Это, констатируют аналитики ВЦИОМ, обусловлено высоким уровнем развития креативного сектора в обеих столицах и концентрации занятых в нем. Рассматриваемое понятие также чаще знакомо высокообразованной аудитории (34%) и россиянам, в чьем «медиаменю» присутствует интернет, то есть активным пользователям Сети (27%) и приверженцам смешанной модели медиапотребления (31% против 15% среди активных телезрителей).
И хотя творческое самовыражение принято считать одной из ценностей зумеров, они не чаще других поколений осведомлены о креативных индустриях, позволяющих раскрывать творческий потенциал за счет создания новых продуктов и идей (23%проив 25 — 30% в других поколениях).
Впервые узнали о креативных индустриях в ходе опроса 73% россиян, в новинку эта информация была для большинства активных телезрителей (85%), россиян со скромными потребительскими возможностями (81%) и с образованием не выше среднего (87—93%).
Авторы опроса указывают, что, несмотря на спад информированности, за последние три года россияне стали чаще давать высокую оценку уровню развития творческих индустрий в своем регионе проживания (14%, +5 п.п. с 2021 г.), тогда как низкие оценки, напротив, стали звучать в ответах несколько реже (31%, –9 п.п.). Самая многочисленная группа — сторонники мнения, что уровень развития креативных индустрий в их регионе средний, сегодня это четверо из десяти (39%, 2021 г. — 36%).
Эксперты ВЦИОМ констатируют, что в последние годы в России ведется активная работа по увеличению доли креативного сектора как на федеральном, так и региональном уровне. Например, по поручению Президента РФ Агентством стратегических инициатив разработан стандарт, вместивший лучшие региональные практики развития креативных индустрий. По результатам опроса ВЦИОМ, регионом-лидером, по оценкам его жителей, можно считать Центральный федеральный округ («высокий уровень развития» — 23%), регионами-аутсайдерами — Южный («низкий уровень развития» — 48%), Северо-Кавказский (40%) и Сибирский (38%) федеральные округа.
В 2023 г. Нижегородская область стала победителем национальной премии Russian Creative Awards в номинации «Регион года». Успешные практики пока не прижились в соседних субъектах страны: только каждый восьмой житель Приволжского федерального округа высоко оценивает уровень развития творческих индустрий в регионе (12%).
Положительная динамика наблюдается и в оценках уровня занятости в этом секторе экономики: 29% россиян в той или иной степени уверены, что в их регионе много людей, занятых в креативных индустриях (+7 п.п. за три года), заявил об обратном («скорее/очень мало») каждый второй — 52% (–10 п.п. с 2021 г.), тогда как еще 19% затруднились с ответом.
Чаще всего работников креативных индустрий (по оценкам жителей этих регионов) можно встретить в Северо-Западном (41%), Центральном (38%) и Уральском (35%) федеральных округах. Реже — в двух регионах-аутсайдерах по уровню развития креативного сектора — Южном (18%) и Северо-Кавказском (19%) федеральных округах.
Аналитики ВЦИОМ констатируют, что оценки уровня развития креативных индустрий и уровня занятости в них связаны: в группе тех, кто считает, что в их регионе много представителей творческих профессий, чаще говорят о среднем (45%) или высоком (37%) уровне развития этого сектора экономики. Среди сторонников противоположного мнения («скорее/очень мало») наблюдается обратная ситуация: в половине случаев дается низкая оценка (51%), в трети случаев — средняя (37%).
Средоточием креатива в России могут по праву считаться Москва и Санкт-Петербург. Жители обеих столиц почти в три раза чаще россиян в целом дают высокую оценку развития творческой индустрии в своем регионе (40% против 14% среди всех опрошенных) и вдвое чаще отмечают высокий уровень занятости в данном секторе (60% против 29%). Подтверждают высокий «креативный потенциал» этих городов и результаты исследования, опубликованные Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. По имеющимся данным, обе столицы «аккумулируют почти столько же занятых в креативных индустриях, сколько все остальные городские округа вместе взятые».
Креативные индустрии — разнообразный и динамичный сектор, который включает множество профессий, связанных с искусством, дизайном, медиа, развлечениями и технологиями. Креативный класс составляют также специалисты из высокотехнологичных сфер. Авторы опроса напоминают, что в 2023 г. именно айтишники возглавили народный рейтинг самых престижных, желанных и доходных профессий.
В ходе майского опроса ВЦИОМ более трети наших сограждан с разной степенью уверенности заявили, что могли бы проявить себя в творческой профессии, с последнего замера уверенность россиян в этом вопросе выросла (36%, 2021 г. — 31%). Не рассматривают для себя такую возможность пять из десяти опрошенных (50%), три года назад — шесть из десяти (60%). Еще 9% ответили, что уже являются представителями креативной профессии (2021 г. — 6%).
Типичный россиянин, допускающий переход к творческой профессии, имеет высшее или неоконченное высшее образование (42%), работает в коммерческой организации (40%), живет в одной из столиц или городе-миллионнике (40 и 41% соответственно) и предпочитает интернет телевидению (45%). Наиболее открыты творчеству и представители двух младших поколений — зумеры и младшие миллениалы, около половины из них могли бы попробовать себя в креативной профессии (48 и 56% соответственно), а каждый седьмой уже это сделал (по 15%), показал опрос ВЦИОМ.