Авторы исследования отмечают, что российский рынок вина переживает интересную трансформацию. С одной стороны, наблюдается рост патриотичного потребления и интерес к отечественным производителям. С другой стороны, покупатель становится более осведомленным и требовательным, а цена перестает быть единственным аргументом при выборе. Исследовательский холдинг РОМИР проанализировал потребительские предпочтения в категории вина и выяснил, что стоит за изменяющимся поведением россиян.
Его эксперты констатируют, что, несмотря на популярность пива (69% респондентов) и крепких напитков (52%), вино в России перестало быть атрибутом исключительно праздничного стола. 40% россиян пьют вино несколько раз в месяц, а 12% — несколько раз в неделю. Культура потребления вина в России выходит на новый уровень: для большинства важны не только поводы, но и качество напитка, а также его вкус. 64% покупателей приобретают вино для особых случаев, а 35% — чтобы насладиться самим процессом дегустации.
Красные вина лидируют с большим отрывом (75% предпочтений), за ними следуют игристые (62%) и белые (58%). Розовое и ликерное вино пока остаются нишевыми продуктами. Игристые вина чаще всего преобладают на столе у женской аудитории, по остальным группам категории гендерных предпочтений пока не наблюдается.
РОМИР выделил пять ярко выраженных сегментов покупателей вина с разными мотивами:
- Традиционалисты (31%): покупают вино для домашнего, преимущественно семейного, потребления. Ценят вкус и возможность снять стресс.
- Искатели выгоды (25%): неразборчивы в выборе винных категорий, главный критерий — цена. Активно ищут акции и скидки в супер- и гипермаркетах.
- «Винные эрудиты» (17%): разбираются в вине, изучают информацию в интернете, предпочитают специализированные магазины и ценят вкус.
- «Сомелье на праздник» (14%): также разбираются в вине, но покупают его преимущественно для праздников, ориентируясь на широкий ассортимент специализированных магазинов и супермаркетов.
- Ситуативные покупатели (13%): не привязаны к конкретным брендам, покупают вино «по случаю» в удобных магазинах. Неразборчивы в выборе и ценят вино за возможность справится со стрессом.
Также аналитики холдинга выяснили, что цена — важный фактор для 79% покупателей. Однако исследование показало, что при выборе вина россияне в первую очередь руководствуются типом (74%) и цветом вина (72%). Это говорит о том, что россияне становятся более осознанными покупателями и стремятся найти оптимальный баланс цены и качества. Оптимальная стоимость бутылки вина составляет 538 руб. Жители городов-миллионников готовы выбирать вино стоимостью в среднем выше.
По результатам исследования РОМИР, 67% готовы рассматривать российские вина наравне с импортными, а 17% россиян голосуют рублем за отечественное виноделие. При этом покупатели российского вина отмечают не только приемлемую стоимость (57%), но и большой ассортимент отечественного винного продукта (29%). Также 29% респондентов заметили растущее качество вин российского производства. Зарубежные вина покупатели предпочитают за вкус (46%) и хорошее качество (46%).
Экспертов РОМИР заинтересовало, что отношение к СТМ вина пока остается неоднозначным. 43% знают о существовании такой продукции, но уровень отношения к ней ниже, чем в других категориях (например, газированные напитки или вода). Ритейлерам авторы исследования рекомендуют взять на заметку, что у СТМ в этой категории есть значительный потенциал для развития.
«Вино занимает важное место в корзине покупателя, и его выбор часто остается стабильным, с преобладанием красных полусладких и сухих вин. Хотя цена имеет значение, основным критерием выбора остается тип и цвет вина, а уже затем покупатель обращает внимание на стоимость. Однако выбор легко изменить прямо у полки. Для российских вин важно акцентировать внимание на вкусе и качестве, так как это те характеристики, за которые ценятся иностранные вина. Уже треть потребителей с гордостью отмечает значительное улучшение качества российских вин, что является важным и вдохновляющим трендом», — комментирует результаты исследования директор по работе с клиентами холдинга РОМИР Маргарита Абрамкина.