Сделал это, выступая на конференции «ComAuto – 2024», заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарев, причем с разбивкой по сегментам — среднетоннажных (MCV) и крупнотоннажных (HCV) машин.
С учетом целого ряда факторов — как негативных, так и позитивных — аналитики считают, что по итогам нынешнего года рынок среднетоннажных грузовиков непременно покажет положительную динамику, причем она будет измеряться двузначными числами. В базовой версии прогнозируется продажа 21,5 тыс. таких автомобилей (+19% к 2023 г.). При оптимистичном сценарии рынок MCV может вырасти еще больше (+28% до 23 тыс. штук). Даже в пессимистичной версии прогнозируется неизбежный рост (+10% до 19,8 тыс.).
Что же касается рынка тяжелых грузовых автомобилей, здесь, давая свои прогнозы на год, эксперт также озвучил три возможных сценария, но все они после рекордных продаж 2023 г. предполагают только падение. В базовом сценарии объем продаж составит 108 тыс. единиц (–14% к 2023 г.), в оптимистичном — 118 тысяч (–6%), а в пессимистичном — 95 тыс. (–23%).
В числе факторов, замедляющих рост и развитие рынка грузовых автомобилей, эксперт перечислил санкции на автокомпоненты и запчасти, низкий уровень инвестиций в автопром (присутствуют только отечественные инвесторы), жесткие условия кредитования и лизинга (не факт, что ЦБ в течение года понизит высокую ключевую ставку), дефицит квалифицированной рабочей силы.
Среди драйверов рынка грузовых автомобилей В. Пушкарев назвал растущий уровень грузоперевозок как внутри страны, так и международных; национальные проекты («Безопасные качественные дороги» и ряд других), на которые в текущем году государство выделило в бюджете суммарно около 3 трлн руб.; целый ряд государственных программ (в том числе Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков, сырья и продовольствия; восстановление и социально-экономическое развитие ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей) c выделенным бюджетом в 881 млрд руб. Кроме того, государственная поддержка рынка обещана в текущем году автолизингу и газомоторной технике (2 млрд и 3 млрд руб. соответственно).