Как изменилась структура займов МФО в январе — апреле 2024 года

| новости | печать

Аналитики отмечают рост доли крупных займов и объясняют, с чем это связано.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 2 тыс. микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, передающих ему сведения, в январе — апреле 2024 г. доля крупных займов свыше 30 тыс. руб. в общей структуре займов МФО составила 21%, существенно увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 6 п.п. (в январе — апреле 2024 г. — 15%). В свою очередь, доля микрозаймов (или «займов до зарплаты» — до 30 тыс. руб.) сокращается. Таким образом, в последнее время структура спроса на микрофинансовые продукты смещается в сторону более крупных займов, констатируют эксперты НБКИ.

Соответственно, продолжают они, вместе с долей крупных займов растет и средний размер всех выданных займов МФО, который в апреле 2024 г. составил 12,73 тыс. руб., увеличившись на 11,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в апреле 2023 г. — 11,45 тыс. руб.).

При этом среди 30 регионов — лидеров по объемам выдачи данного вида розничного кредитования наибольший средний размер займа МФО в апреле 2024 г. был зафиксирован в Москве (15,37 тыс. руб.), Санкт-Петербурге (14,04 тыс. руб.), Московской области (13,85 тыс. руб.), Краснодарском крае (13,35 тыс. руб.) и Ханты-Мансийском АО (13,30 тыс. руб.).

Наиболее существенный рост среднего чека займа МФО по сравнению с аналогичным периодом прошлого года среди названных 30 регионов в апреле 2024 г. продемонстрировали Свердловская (+15,6%), Оренбургская (+15,4%) и Кемеровская (+15,3%) области, а также Пермский край (+13,5%) и Самарская область (+13,2%). В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель за год увеличился на 8,4 и 8,7% соответственно.

«Спрос на займы МФО свыше 30 тыс. руб. со стороны заемщиков растет со второй половины прошлого года. В числе прочего на это влияет запрос клиентов микрофинансовых организаций на более крупные и более “длинные” займы. Это также связано с корректировкой кредитных политик микрофинансовых организаций на фоне мер по охлаждению рынка необеспеченного кредитования, в частности введения макропруденциальных лимитов в отношении долговой нагрузки заемщиков. При этом если показатели долговой нагрузки и Персонального кредитного рейтинга граждан в целом находятся на приемлемом уровне, то МФО готовы предоставлять им займы на более значительные суммы и долгие сроки, чем в случае с “займами до зарплаты”», — директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.