А также почему этим летом половина россиян останется дома, выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Проведенный ВЦИОМ опрос показал, что стоимость летнего отдыха, по оценкам россиян, в этом году подросла (+9%), но не так значительно, как она повышалась в предыдущие два года (в 2022 г. +13%, в 2023 г. +20%). Сегодня бюджет отдыха на одного человека в среднем составляет 58 667 руб., что на 4744 руб., или 9%, больше, чем в прошлом году.
Мужчины готовы за отдых выложить большую сумму (67 784 руб.), чем женщины (50 017 руб.), по возрастным группам максимум пришелся на поколение оттепели (76 441 руб.), а минимум — на зумеров (50 663 руб.). Уровень материального благосостояния напрямую коррелирует с готовностью тратить деньги на летний отдых. Граждане с хорошим материальным положением готовы потратить в среднем 77 462 руб. — почти в два раза больше, чем те, кто имеет низкие потребительские возможности (43 459 руб.). Лидируют по запланированным тратам на отдых жители Москвы и Санкт-Петербурга, которые в среднем готовы потратить 86 411 руб.
Причина, по которой половина россиян (53%) в этом году останется дома, кроется в финансовых сложностях, об этом говорят 39% тех, кто летом останется дома. Эта причина, отмечают эксперты ВЦИОМ, доминирует на протяжении всего периода наблюдений с 2019 г. (36 — 53%). Гораздо реже препятствуют отдыху работа (13%) или другие дела (6%), состояние здоровья (12%), огород или желание остаться дома (по 8%). Еще 7% отметили, что их останавливают маленькие дети, столько же просто не хотят куда-либо уезжать, планируют вместо отдыха заняться домашними делами 5%.
При этом те, кто остается летом дома, будут отдыхать, полагают авторы опроса, доступными способами — выезжать на природу, купаться, загорать (49%), отдыхать расслабленно, ничего не делать (22%), часть из них планируют посетить культурные места (19%) и достопримечательности (14%), а также выехать на дачу (15%).
Тренды летнего отдыха россиян — 2024:
1. Каждый третий берет летом отпуск, чаще всего его продолжительность — две недели. Анализ последних четырех лет говорит экспертам ВЦИОМ о наметившейся тенденции на «сжатие» летнего отпускного периода у россиян. Это проявляется в снижении числа планирующих летний отпуск, сокращении популярности длительного отпускного периода и увеличении доли тех, кто не нуждается в полноценном летнем отпуске.
2. Отдых дома и на даче сохраняют лидирующую позицию среди предпочтений россиян на протяжении длительного времени. Это отражает как устоявшиеся культурные традиции, так и адаптацию к экономическим, социальным и политическим условиям в стране. Российские граждане демонстрируют устойчивое предпочтение относительно бюджетных и привычных форм летнего отдыха, с акцентом на домашний и дачный отдых.
3. Интерес к внутреннему туризму в летний период в последние годы не меняется, интерес к заграничному отдыху продолжает сокращаться.
4. Туризм в большей степени привлекает молодых жителей крупных городов, домашний и дачный отдых — граждан старшего возраста и с невысокими потребительскими возможностями. На активность летнего отдыха в большей степени влияет уровень дохода: чем выше уровень благосостояния, тем чаще люди выбирают в качестве отдыха поездки по стране или за границу.
5. География путешествий по стране обширна. Чаще всего выбираются северо-западное и центральное направления за счет Санкт-Петербурга и Москвы. Далее следует Сибирь. Точкой притяжения в Сибири являются Алтай и Новосибирск. Южные и приволжские регионы также входят в число востребованных, что объясняется их климатическими условиями и развитой рекреационной инфраструктурой. Относительно слабый интерес вызывают Урал и Дальний Восток, что, вероятно, связано с их удаленностью от центральных регионов.
6. Основные предпочтения в летнем отдыхе — поездки на природу, дачу, посещение мест культурного отдыха и достопримечательностей. Это говорит аналитикам ВЦИОМ о стремлении россиян сочетать активный отдых с познавательной, культурной программой. Интерес к культурно-познавательному отдыху возрос — на экскурсии, посещение достопримечательностей и мест культурного отдыха ориентировано значительное число россиян.
7. Цена летнего отдыха в этом году выросла не так значительно, как за предыдущие годы. Несмотря на умеренный экономический оптимизм, россияне продолжают активно планировать свой летний отдых, готовы вкладывать в него значительные средства. Стоимость отдыха сильно дифференцирована по социально-демографическим и региональным группам, что указывает на неравенство возможностей или разную готовность вкладываться в летний отдых.
8. Ключевая причина, по которой более половины россиян остаются летом дома, кроется в низких финансовых возможностях граждан, о чем говорят четверо из десяти в этой группе. Работа, состояние здоровья, занятость и другие факторы выступают барьерами летнего отдыха вне дома значительно реже, заключают авторы опроса ВЦИОМ.