ПМЮФ-2024: личные фонды нужно вывести из-под регулирования

| новости | печать

Действующая нормативно-правовая база, регулирующая работу личных фондов, требует корректировок — в частности, для более эффективного развития наследственного планирования в России важно вывести личные фонды из-под регулирования Законом «О некоммерческих организациях» (НКО). К таким выводам пришли участники сессии «Преемственность и наследственное планирование: взгляд в будущее», которая прошла в рамках Петербургского международного юридического форума.

Первый вице-президент «Газпромбанка» Татьяна Кузьмина напомнила, что с января 2024 г. начались новые дискуссии о том, как еще улучшить и создать более гибкое законодательство о личных фондах: «Также и с точки зрения возможности перевести в Россию ранее созданные фонды по аналогичным инструментам, трастам и фондам уже из-за рубежа. У нас есть международные личные фонды, можно редомициляцироваться, можно создать новые, применяя даже при этом иностранное право».

В ходе дискуссии эксперты отмечали, что наследственные и личные фонды помогают решать довольно обширный спектр задач, которые сейчас стоят. Прежде всего, они позволяют избежать риска конфликтов между наследниками. «В глобальном смысле обращение к таким инструментам — это серьезный стимул для бизнеса по сохранению инвестиций, бизнеса в нашей стране. Что особенно актуально в условиях действующих антироссийских санкций», – сказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

По его словам, профессиональное управление имуществом в данном случае позволяет сохранить и рабочие места, и бесперебойность производственных процессов. При этом бенефициары могут получить гарантии денежного содержания и сохранности имеющегося у компании имущества.

Существующая нормативно-правовая база, регулирующая работу личных фондов, несовершенна и требует корректировок. «Если мы сегодня говорим про преемственность и наследственное планирование, очень важно, чтобы был тот институт, который бы смог это не только сохранить, но и максимально контролировал весь этот процесс, выстроил определенную цепочку среди выгодоприобретателей на получение дальнейших активов через фонд», —сказала советник председателя совета директоров АО «ААА Управление Капиталом» Анна Горячева.

Она обратила внимание на то, что у нас нет четкого регулирования тех лиц, которые сегодня управляют личным фондом. Законодательные требования как таковые к профессиональным компетенциям, к репутации отсутствуют.

Согласилась с тем, что с преемственностью дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы и заместитель генерального директора по правовым вопросам холдинговой компании «Интеррос» Ольга Войтович: «У нас только сейчас, по сути, складывается некая преемственность и подход к этому вопросу».

«Практика показывает, что механизм создания личных фондов и регулирования их деятельности требует определенной доработки и существенных дополнений нормативно-правовой базы», — подтвердил мнение коллег К. Корсик.

«Я полагаю, что нам нужно признаться честно, что личные фонды должны быть выведены из-под Федерального закона "О НКО", как это уже давно сделано в отношении целого ряда других некоммерческих организаций», — сказала секретарь Общественной палаты Российской Федерации, председатель совета (руководитель) Исследовательского центра частного права имени С. С. Алексеева при Президенте Российской Федерации Лидия Михеева. Она напомнила о том, что такая попытка уже была, но оказалась неудачной.

«К сожалению, есть неприятность, которая сопутствовала рождению личного фонда как конструкции: когда мы уже были на стадии второго чтения проекта, когда уже вероятность появления закона была очень высокой, нам не удалось отстоять выведение личных фондов из-под действия Федерального закона "О некоммерческих организациях"», – поделилась Л. Михеева. Тогда возможность контроля за различной общественной и политической деятельностью некоммерческих структур осуществлялась только через Федеральный закон № 7-ФЗ «О НКО». Сейчас такой проблемы уже нет: появился другой закон.